ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

АЭРОПОРТ «КОЛЬЦОВО»: «СВОИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ РАСТИМ САМИ»

16 Августа 2013
     Современные информационные технологии активно внедряются не только в медицине, образовании, бизнесе, но и в такой специфичной отрасли, как гражданская авиация. Российские пассажиры ежедневно совершают авиаперелеты по всему миру, и от того, насколько развита IT-инфраструктура аэропортов, зависит не только качество предоставляемых сервисных услуг, но и безопасность пассажиров. Соответствие международным стандартам – то, к чему сегодня стремятся аэропорты крупных городов России. Большую работу в этом направлении делает служба ИТ и связи «Кольцово» - международного аэропорта в Екатеринбурге. О деятельности службы и об успешных разработках в области информационных технологий, внедренных в аэропорту, мы беседуем с Ларисой Мамлеевой, заместителем руководителя  службы.     


     — Расскажите о развитии IT-инфраструктуры аэропорта. Каково ее современное состояние?

     — Служба IT и связи была организована в сентябре 2004 года. Она объединила службу,  занимающуюся специализированной авиационной связью и задачами автоматизации производства, и информационно-вычислительный центр, обслуживающий  в основном  бухгалтерский и управленческий контур. До этого момента на предприятии существовало несколько разрозненных, не взаимодействующих между собой информационных систем, автоматизирующих локальные задачи, отсутствовала корпоративная сеть. После формирования единой службы мы стали серьезно развивать информационные технологии в аэропорту. Сейчас в штате работает порядка 160 человек самой различной специализации.
     С 2004 года, в связи с появлением нового собственника (группы компаний «Ренова»),  резко возросла необходимость в получении оперативных данных для управленческого учета, оптимизации производственных процессов в том числе за счет автоматизации, т.е. усилилась потребность в  современных информационных технологиях, что дало мощный толчок в развитии службы. На первом этапе мы занимались созданием фонда программ и документации, для того чтобы иметь четкое представление о том, какое программное обеспечение и в каком количестве установлено. Мы также организовали ServiceDesk и реализовали управление инцидентами, проблемами и конфигурациями.
     В течение первого года мы сделали упор на развитие коммуникаций и объединили все производственные площадки в единую корпоративную сеть (диаметр  сети около  7  км). Она представляет собой сочетание оптоволоконных, медных и DSL-решений, а также высокоскоростного доступа по технологии Wi-Fi. Особенности работы авиационной IT-службы заключаются в том, что мы предоставляем телекоммуникационные, информационные решения и услуги связи не только аэропорту, но и авиакомпаниям, которые здесь базируются, и другим предприятиям, расположенным на территории аэропорта. И в силу специфичности технологий реализация каких-то комплексных IT-решений в этой области доступна только нам. Для осуществления этой деятельности мы получили пакет лицензий на предоставление услуг связи (сюда входят телематические услуги, передача данных, аренда  каналов различных типов и др.),  и сегодня на территории аэропорта мы являемся самым крупным провайдером.
     Мы сразу создавали сети на оборудовании Cisco, и сейчас это решение позволяет нам на базе того, что было создано три года назад, спокойно расширяться. При этом корпоративную сеть мы строили сами, без привлечения сторонних интеграторов. У нас для этого есть  специалисты высокой квалификации, которые учитывают авиационную специфику практически в каждой области, в частности, это касается эксплуатации специализированной авиационной телеграфной сети АФТН. Найти готового специалиста с опытом работы в авиационной инфраструктуре практически невозможно, поэтому мы их растим сами и стараемся разнести функции высококвалифицированных специалистов, которые обладают серьезной квалификацией «айтишника» и при этом хорошо знают аэропортовые технологии, и обычных технических специалистов, «эникейщиков».
     В течение второго года мы дорабатывали фонд программ и документации, восстанавливали те системы, которые по разным причинам оказались заброшены. На третий год мы создали собственный центр обработки данных (ЦОД) на базе оборудования HP, где были собраны все существующие сервера и сервисы. В планах строительства нового терминала, которое планируется закончить к весне 2009 года, предусмотрено место и для действующего ЦОДа, который будет туда перенесен.
     На сегодняшний день наша IT-служба предоставляет около ста технологических сервисов, потребителями которых являются самые разные категории пользователей. Мы в принципе прошли все те этапы, которые проходит любая IT-служба, - создание инфраструктуры, упорядочение работы с пользователями, разделение функций с помощью ServiceDesk. Фактически наша служба также взяла на себя обычно  несвойственную ИТ- службам функцию технолога. Специфика аэропорта  заключается еще и в том, что у нас под одной крышей находится большое количество различных бизнесов: служба спецтранспорта (автобаза), кейтеринга (предприятие общественного питания), служба горюче-смазочных материалов ( топливо-заправочный комплекс) и т.д. И одними из наших основных задач при автоматизации этих подразделений являются увязка специфики конкретного подразделения и организация единого технологического процесса всего предприятия по обслуживанию воздушных судов и пассажиров.


     — Какие информационные системы используются в Кольцово? Это в большинстве своем зарубежные или отечественные разработки? Внедряете ли вы собственные решения?

     — К началу  2008 года был практически завершен принятый при создании службы план реорганизации  ИТ-инфраструктуры и сформулированы общие принципы ее дальнейшего развития. В частности, мы приняли  концепцию «общей информационной  шины»  – совокупности правил и процедур, по которым все информационные системы, используемые нами, взаимодействуют друг с другом. Когда нам удается найти хорошее готовое решение, как, например, для службы грузовых перевозок, мы его внедряем и интегрируем в общую шину. Получается, что данные между разными системами обмениваются через единое информационное поле и при вводе информации в одном месте становятся доступны всем.
     Нашим собственным решением является внедрение системы визуального информирования пассажиров. На основе суточного плана полетов, который формируется при помощи телеграмм, система автоматически обрабатывает полученные данные о номере выделенной стойке регистрации, выхода на посадку, карусели и выводит информацию на табло. Табло  представляют собой комплект из обычного телевизора, и мини-компьютера с программным обеспечением, разработанным нашими специалистами на базе одного из дистрибутивов Linux. Выбор операционной системы был обусловлен преимуществами эксплуатации СПО, которое обладает необходимым для нас функционалом. Мы стараемся в основном использовать его, особенно при автоматизации производственных задач, в том числе и на рабочих местах пользователей,  но применяем и решения «от Microsoft», в частности, Windows XP,  Microsoft SQL.  
     Звуковое информирование пассажиров - это совместная разработка с нашими коллегами из фирмы «Монитор-СОФТ»  (г. Жуковский, ЦАГИ), с которыми мы сотрудничаем более  10 лет. Голосовое сообщение, которое вы слышите, «склеено» из отдельных заранее начитанных фрагментов-слов , фраза формируется автоматически при наступлении того или иного события по рейсу.


     — Каким образом организуется коммуникационный обмен между аэропортами? В целом можно ли говорить здесь о существовании единого информационного пространства?

     — Любое движение самолета из точки в точку сопровождается большим объемом официального документооборота. Для документального обмена информацией о движении воздушных судов существует специализированная авиационная телеграфная сеть AFTN, которая работает в основном по протоколу МТК-2, хотя существуют и среднескоростные каналы передачи данных, использующие протокол транспортного уровня CIDIN). Для  передачи и приема сообщений в настоящее время используются, конечно уже не телетайпы, а специализированные АРМы. Помимо телеграфной сети в авиации существуют и другие  авиационные глобальные сети и системы, предоставляющие сервис для обмена информацией между участниками авиабизнеса. Одной из самых распространенных  является глобальная коммерческая сеть, организованная компанией SITA. Эта организация является мировым лидером в сфере информационных и телекоммуникационных решений для авиационного бизнеса. Ее решения используются по всему миру, например, система регистрации пассажиров SDCS, система обмена сообщениями с гарантированной доставкой SITATEX, автоматизированная система поиска багажа World Tracer. Все они внедрены и у нас. В связи с тем , что сеть SITA строилась не одно десятилетие, наряду с современными технологиями передачи данных до сих пор используются и уже устаревшие : 1024B, X.25, Frame Relay.
     Что касается единого информационного пространства аэропортов, то его нет. Нельзя говорить также и о типовых решениях для ИТ- инфраструктур аэропортов России. Потребности в ИТ технологиях  и возможность их реализовать для конкретного аэропорта напрямую зависят от пассажиропотока. Существуют комплексные готовые решения мировых разработчиков, автоматизирующие единым пакетом все аспекты деятельности аэропорта «под ключ», в частности решения  SITA. Но для большинства российских аэропортов, имеющих небольшой, по мировым меркам, пассажиропоток, такое комплексное решение неоправданно дорого и не будет востребовано. Кроме того, такие решения очень трудно адаптируются.  А современный пассажир требует соответствующего уровня обслуживания в любом аэропорту. Поэтому, при небольших объемах, целесообразнее разрабатывать решения самим, для того чтобы придерживаться международного уровня, «держать марку».


     — Одним из актуальных направлений развития информационных технологий в гражданской авиации являются автоматизированные системы обслуживания пассажиров. Что представляет собой подобная система в аэропорте Кольцово?

     — У нас внедрена система регистрации пассажиров SITA DCS (Departure Control System). Она является одной из немногих систем, которые мы покупаем в качестве готовых решений. Это хостовая система - хост находится в Атланте, а терминалы установлены на стойках регистрации в аэропорту. Для доступа к хосту из корпоративной сети аэропорта организован выделенный, резервированный канал передачи данных до ближайшего узла сети SITA. Перед началом регистрации информация о пассажире из системы бронирования авиакомпании передается в раздел системы регистрации аэропорта, и с пульта, установленного на стойке, производится регистрация пассажира на рейс – назначается место, выдается посадочный талон, регистрируется багаж Кроме того, сейчас у нас в стадии завершения проект по внедрению CUTE. Эта система, которую мы также покупаем у SITA, позволяет нам регистрировать пассажиров в системах регистрации самих авиакомпаний, что значительно упрощает управление процессом регистрации. Это решение позволит в дальнейшем реализовать в аэропорту технологии самостоятельного обслуживания пассажиров, в частности, киоски саморегистрации и возможность регистрации через Интернет, а авиакомпаниям позволит более оперативно работать с пассажирами, багажом, в полной мере реализовать все широкие  возможности  работы с электронным билетом.


     — Вы упомянули об автоматизированной системе поиска багажа, которая также внедрена в Кольцово. Как она работает?

    — Как я уже упоминала ранее, World Tracer тоже представляет собой готовое решение от SITA. Это также хостовая система, доступ к хосту из корпоративной сети аэропорта осуществляется точно так же, как и к хосту системы регистрации. Все пользователи системы (авиакомпании, хендлинговые агенства, аэропорты) имеют возможность разместить в системе информацию о найденном  или потерянном багаже. Для этого разработаны наборы формализованных признаков, по которым багаж можно опознать с большой степенью вероятности. После заявления пассажира о потерянном багаже и ввода данных о потерянном багаже в систему, она начинает самостоятельно анализировать и сравнивать информацию о потерянном багаже с информацией обо всех найденных багажах в других аэропортах. Как правило, границы поиска сужают, указывая аэропорты, откуда рейс вылетал  или куда багаж мог быть заслан. По запросу специалиста по розыску багажа система выдает информацию о найденных в других аэропортах багажах, признаки которых на определенный процент совпадают с признаками потерянного. После процедуры уточнения багаж высылается в аэропорт, куда прилетел пассажир, ближайшим рейсом. Конечно, проще всего искать багаж по номеру бирки. Помимо невнимательности пассажиров, причинами потери багажа может быть снятие по инициативе авиакомпании части багажа с рейса из-за перегрузки. В этом случае авиакомпания досылает его ближайшим рейсом (такой багаж находится быстро). Кроме того,  багаж может быть заслан на другой рейс  из-за невнимательности грузчика, либо из-за сбоя автоматизированной системы управления багажом. После того, как багаж найден, некоторые  авиакомпании  и хендлинговые агенства предоставляют услугу бесплатной доставки багажа «до двери пассажира».


     — Каковы ваши планы развития на ближайший год?

     — В начале  2009 года основной задачей будет  запуск в эксплуатацию нового международного терминала. Помимо служб, занятых обслуживанием пассажиров, в новом терминале будут размещены службы брифинга, взаимодействующие с экипажами воздушных судов, а также авиационный метеорологический центр. Также намечено внедрение новой версии оперативной базы данных аэропорта – системы, автоматизирующей основные технологические процессы по обслуживанию пассажиров и воздушных судов, позволяющую не только фиксировать факт выполнения технологических операций и объемы предоставленных услуг, но и гибко подстраиваться под изменение технологии, решать некоторые задачи по оптимизации использования ресурсов аэропорта и предоставлять в управленческий контур предприятия более развернутые данные о всех аспектах деятельности служб.

Екатерина Марценюк

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

IPICCY – ФОТОРЕДАКТОР, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ

26.11.2013

Для кого-то нужда отредактировать фото возникает редко, и дорогостоящий «Фотошоп» ни к чему. Кому-то приходится часто пересаживаться с одного компьютера на другой, а на чужой машине не всегда есть нужная программа. В таких случаях самым разумным решением будет обратиться к бесплатным онлайн-редакторам.

ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОИГНОРИРУЮТ ПОКУПКУ "УМНЫХ" ЧАСОВ

21.11.2013

В последнее время "умные" часы, наподобие Samsung Galaxy Gear или Sony SmartWatch, все чаще фигурируют на полосах технологических изданий. Несмотря на растущий интерес к этому виду носимой электроники, он едва ли будет пользоваться спросом в предновогодний сезон высоких продаж. Таково мнение аналитиков Gartner.По их словам, компьютеризированные часы представляют собой лишь дополнительный аксессуар к мобильным устройствам, и они не станут автономными в ближайшие четыре года

SONY РАСКРЫЛА ИНФОРМАЦИЮ О ФЛАГМАНЕ XPERIA Z1

23.09.2013

Компания Sony подготовила пресс-релиз о смартфоне Xperia Z1 (Honami). Документ получили лишь несколько изданий, и информация пока не размещена на официальном сайте производителя.Несмотря на это, ресурс Xperia blog, в распоряжении которого оказался пресс-релиз, уверяет в правдоподобности этих данных.Устройство располагает 5-дюймовым дисплеем с разрешением 1920 х 1080 пикселей, четырехъядерным процессором Qualcomm Snapdragon 800 MSM8974 с тактовой частотой 2,2 ГГц, 2 Гб оперативной и 16 Гб встроенной памяти, дополняемой сменными носителями microSD объемом до 64 Гб

APPLE СТАЛА САМЫМ ДОРОГОСТОЯЩИМ БРЕНДОМ В МИРЕ

30.09.2013

Как сообщает New York Times, Apple сместила Coca-Cola с места самого дорогостоящего бренда в мире согласно отчёту фирмы Interbrand, который в ней составляют каждый год.