ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ОТ МОСКОВСКОЙ МЭРИИ: ШЕДЕВР ЧИНОВНЫХ «НАНОТЕХНОЛОГИЙ»?
1 Августа 2013В прессе и в сети в последний год регулярнопоявляются сообщения о том, что Департамент образования Москвы ведет масштабный инновационный проект по апробации в 60 школах 11 электронных учебников, разработанных на гранты мэра. Информацииоб этом эксперименте много, она оптимистична, порой до помпезности, но при этом расплывчата и противоречива. Что есть факт, а что — фантазии чиновников и журналистов сразу и не поймешь. Дело доходит до курьёзов. Автор заметки, опубликованной на книгоиздательском портале Pro-books даже решил (возможно, перепутав И.И. Калину с А.Б. Чубайсом), что речь идет об 11 моделях e-ink ридеров, которые якобы испытываются в школах с целью выбора оптимальной замены полиграфическим учебникам.
Поскольку мы уже более 15 лет занимаемся созданием электронных учебников, нам захотелось разобраться в этой путанице лично, без фантазеров-посредников. Задача ознакомления с апробируемыми учебниками оказалась непростой. Хотя список школ, участвующих в эксперименте, был опубликован, получить информацию «из первых рук» оказалось непросто. Некоторые школы заявили, что они об этой апробации ничего не знают и им никто никаких электронных учебников не давал. Другие признали, что диск с электронным учебником у них есть, но он дан в единственном экземпляре и хранится в сейфе у завуча. Причем этот диск ?никомуне велено показывать?. Странная апробация… В итоге нам все же удалось «по большому блату» заполучить на несколько часов один из апробируемых учебников. Это оказался, разумеется, никакой не e-ink ридер, а обычный CD-R с очень странной программой для Windows. Учителя и специалисты, видевшие другие учебники, по большому секрету рассказали нам, что все 11 исполнены примерно на одном научно-методическом уровне и по единой технологии. Так что для понимания сути дела вполне достаточно изучить один учебник. Что мы и сделали.
Издание, названное электронным учебником, на самом деле представляет собой оригинал-макет готового полиграфического учебника истории, безнадежно испорченный в результате его непрофессионально выполненного экспорта в HTML.
Многие иллюстрации полиграфического учебника в результате экспорта оказались уменьшены до размера, не позволяющего понять, что на них изображено (см. скриншоты). Особенно дико смотрятся все карты, на которых невозможно практически ничего прочесть. Иллюстрации почему-то оказались сверстаны ?в разрыв?, в результате чего пространство экрана используется крайненерационально. Только часть иллюстраций могут быть просмотрены в увеличенном размере, причем эта возможность реализована предельно кустарным, неудобным образом — происходит прокрутка в конец единого длинного HTML-документа (в конце документа свалены все крупноформатные иллюстрации). В целом учебник напоминает корявые, неудобные и напрочь лишенные какого-либо дизайна web-сайты середины 90х годов прошлого века. Даже школьники на уроках информатики делают сейчас гораздо более профессионально сверстанные и удобные для чтения web-страницы.
Будучи директором мультимедиа-издательства и соавтором двух электронных учебников, я легко могу оценить «на глаз» фактические трудозатраты разработчиков данного издания. Они не превышают… одного человеко-месяца! Единственное, что сделано заново — это гиперссылки на некоторые термины и биографические справки (мягко говоря, очень лаконичные, см. скриншоты ниже). Весь остальной контент из готового оригинал-макета обычного учебника просто автоматически экспортирован ?как есть?, без малейшей адаптации под специфику экранного представления. Рука профессионального дизайнера и web-верстальщика этого ?шедевра? явно не касалась.
В конец каждого параграфа учебника добавлены одна или несколько ссылок на готовые и никак не согласованные с основным текстом учебника электронные образовательные ресурсы из общедоступной коллекции ФЦИОР. Ресурсы этой печально знаменитой коллекции были разработаны в 2007-2010 гг. по заказу МинОбрНауки. Коллекция ФЦИОР оказалась самой дорогой для бюджета и самой невостребованной учителями (ввиду крайне низкого качествабольшинства ресурсов, катастрофически плохой работы плеера и, главное, полного отсутствия у разработчиков понимания того, зачем эти ресурсы создаются и как их использовать в учебном процессе). Подробнее о ФЦИОР см. мою статью в журнале Эксперт и запись выступления на коллоквиуме в ИПИ РАН.
Суммарные фактические затраты на разработку обозреваемого электронного учебника никак не могли (даже с учетом уплаты всех налогов) превысить 50 тыс. рублей. Скорее всего, использовался труд одного-единственного малоквалифицированного ИТ-гасторбайтера. При этом издатель получил за этот «шедевр» грант в 5 миллионов рублей. Получается, что примерно 99% выделенных средств были… «освоены».
Такое издание является не просто «первым блином», испеченным впопыхах. Все гораздо хуже. Это — очевидная профанация идеи электронного учебника. Остается только догадываться, куда ушла громадная разница между выделенными из бюджета и реально потраченными средствами.
Еще одна пикантная деталь: обозреваемый учебник истории «победил» в конкурсе, несмотря на то, что он явно не соответствует его условиям. В конкурсной документации в качестве ключевого условия была записана кроссплатформенность электронных учебников. Сейчас, на стыке ?десктопной? и ?планшетной? эпох, данное требование — абсолютно правильное. Но обозреваемый учебник может быть запущен только под Windows, причем далеко не всякая версия Windows с ним совместима. Нам только с пятой попытки удалось найти компьютер, на котором программа хоть как-то заработала (при этом плеер ФЦИОР традиционно зависал каждые пять минут и почему-то зачеркивал весь контент диагональной черной линией, см. скриншот). О совместимости данного издания с планшетами не может быть речи даже в перспективе, поскольку многие модули ФЦИОР принципиально непереносимы в iOs или Android, ибо они используют Flash-апплеты, исходные тексты которых заказчику не передавались и, вполне вероятно, уже утрачены. Кроме того, плеер ФЦИОР устроен так, что он полностью перепоручает реализацию интерфейса модулям (контенту). В результате этого переделка даже самых примитивных модулей ФЦИОР, в которых нет Flash-апплетов, под «пальцевые» интерфейсы планшетов означало бы их разработку фактически заново. Обратите внимание на микроскопический размер кнопочек на скриншоте с портретомВасилия Шуйского. С такими кнопками на планшете не поработаешь. Кстати, даже эти маленькие кнопочки в модуле ФЦИОР перекрывают часть учебного текста. Подобная неряшливая верстка типична для ФЦИОР, равно как и запредельное количество иных ошибок. В докладе и статье, ссылки на которые даны выше, демонстрируется модуль ФЦИОР с шестью (!) ошибками на одном экране.
В заключение приведем серию скриншотов обозреваемого «шедевра» чиновных нанотехнологий. Полагаем, что они достаточно наглядно подтверждают все вышесказанное и в дополнительных комментариях не нуждаются. Увы! Все как всегда…
Автор — генеральный директор издательства Клио Софт
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ПРОГРАММНЫЙ ШПИОНАЖ, ИЛИ КАК GOOGLE И MICROSOFT СЛЕДЯТ ЗА РОССИЯНАМИ
24.07.2013В США действует так называемый «Патриотический акт» – закон, обязывающий компании по запросу ФБР передавать данные о пользователях их программных продуктов. Под удар ставятся не только обычные потребители, но и госкорпорации. В ЕС уже озаботились этой проблемой. В России же делаются только первые шаги по противодействию программному шпионажу. Какие? Рассказывает Владимир Недобой, замдиректора по интеграционным технологиям R-Style.
KEYGEN ДЛЯ FLOODWALL 2.3
22.07.2013Чуть не забыли! Floodwall требует регистрации :))) Чтобы Вам не возиться с запросами на регистрацию, можете скачать данный генератор и регистрироваться сами, но нам будет приятнее, если мы будем знать своих пользователей :) Хотя поступайте как знаете, как вам будет удобнее и легче, для этого программы собственно и пишутся! Желаю...
РЕКЛАМА ОТ PINTEREST
29.09.2013Социальная сеть Pinterest набрала достаточное количество пользователей, чтобы запустить рекламу без ущерба для своего будущего. По край не менее, именно так считают разработчики ресурса, уже разместив рекламные объявления.
GOOGLE ПРИВЕДЕТ В ИНТЕРНЕТ ТРИ МИЛЛИАРДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОБИЛЬНИКОВ
20.08.2013Поисковик Google намерен привлечь в интернет 3,2 миллиарда пользователей мобильных телефонов, сообщает PC World. Пользователей персональных компьютеров в настоящее время насчитывается 850 миллионов.