ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

IT-ДИРЕКТОР «СВЯЗНОГО»: IT-ИШНИКАМ НАДО МАКСИМАЛЬНО ПОНЯТНО ГОВОРИТЬ С БИЗНЕСОМ

24 Июля 2013

Мир информационных технологий настолько стремительный, что не все успевают за ним следить. Однако новые тенденции на рынке крайне важны для бизнеса. О том, как сейчас находят взаимопонимание ритейл и IT, и как технологии меняют мир, нам рассказал руководитель IT-управления ГК «Связной» Евгений Сизов.

РБК: Евгений, между IT и бизнесом исторически сложилась «языковая пропасть». Так ли это по-прежнему? И что с этим делать?

Евгений Сизов: Исторически и в России и в мире бизнес и ИТ действительно не всегда понимали друг друга. Функция ИТ не всегда хотела говорить на языке, понятном бизнесу, скажем, уходила в технические детали.

Однако, у бизнеса и ИТ было достаточно времени для того, чтобы установить взаимопонимание. На мой взгляд, ситуация в конкретной компании сегодня зависит от нацеленности на результат. Обе стороны должны понимать, что от их взаимопонимания зависит успех бизнеса. В “Связном”, например, бизнес и ИТ уже давно создали оптимальную “методологию” взаимодействия. Бизнес умеет ставить задачи во всех деталях. ИТ-менеджеры умеют слушать и слышать своего заказчика. Со стороны ИТ, прежде всего, важна вовлеченность в бизнес, надо понимать его потребности – чтобы генерировать не технические решения, а бизнес-рецепты.

Кстати, зачастую бизнесу и ИТ в диалоге приходится решать очень важное «противоречие» – во что вкладывать средства на развитие в первую очередь: в операционный бизнес или в поддерживающие его ИТ-технологии. Это первоочередной вопрос, когда компания находится в стадии активного роста.  

РБК: Что же тогда делать в этой ситуации?

Е.Сизов: Нужно равномерно инвестировать и в развитие бизнеса, и в ИТ-технологии, которые обязаны обеспечивать ему нужную поддержку. Вопрос в том, как оптимизировать затраты на развитие инфраструктуры. В этом случае можно воспользоваться новыми технологиями такими, как облачные вычисления. Это позволяет не строить свою инфраструктуру, а арендовать некоторые системы. «Облака» дают возможность решать задачи максимально быстро и с минимальными затратами для бизнеса, оперативно тиражировать системы и сервисы в случае, если компания выросла.

РБК: Есть ли возможность просчитать заранее затраты и понять, какой они дадут эффект?

Е.Сизов: Конечно, это не просто можно, но нужно просчитывать сразу, причем в оценке обязательно должны участвовать операционные менеджеры, а CIO должен им в этом помочь. В частности, IT-директор представляет ориентировочные затраты на автоматизацию бизнес-процессов и другие расходы, связанные с информационными технологиями. Дает экспертную оценку, какие скрытые затраты и риски предвидятся. Тогда бизнес сможет сопоставить вложения в запуск бизнес-инициативы и выгоды, которые они планируют получить в результате реализации своего проекта.

РБК: Давайте поговорим о тенденциях в IT. Как они влияют на современный ритейл?

Е.Сизов: Потребители стали еще чаще обращаться к такому ресурсу, как интернет. Прежде чем пойти за какой-то электроникой, вы ее сначала смотрите в сети. Вы изучаете модели и их  характеристики, читаете новости о новинках, отзывы, подбираете продукт. Так или иначе, вы встречаете в поиске интернет-магазины, в которые потом пытаетесь обратиться. Сейчас тенденции такие: до 30% покупок совершаются в интернет-магазинах.

Рынок онлайн-ритейла в России в 2012 году вырос на 25-30% (по оценкам экспертов), розничные продажи оффлайн в стране растут в пределах 10% в год. В «Связном», например, оборот Интернет-магазина вырос на 162%, а его доля в обороте компании выросла с 6% до 13%. Поскольку мы крупный игрок на рынке, наши цифры отражают рыночный тренд.

Эта тенденция продолжится, хотя бы потому, что развиваются платежные инструменты, которые позволяют достаточно безопасно оплачивать товар в интернете. Появляются новые средства визуализации товара: в интернете вы можете даже разобрать что-то, что вы смотрите, посмотреть, как это внутри устроено, покрутить на 360 градусов.

Это то, что касается потребителей и их поведения.

Другая тенденция в ИТ, которой активно пользуется ритейл — это снижение затрат на рутинные информационные системы, такие как электронная почта. Сейчас наиболее разумно электронные почты передать в «облако» профессиональным компаниям, которые вам обеспечат эту рутину с высоким уровнем надежности. В частности, Microsoft Exchange. Наш опыт использования этого сервиса, показывает, что мы экономим на аналогичном объеме около 10%.

РБК: Новый Microsoft Office 365 как раз разработан под «облако». Что изменилось после появления этого продукта и какого эффекта от ее внедрения можно ожидать?

Е.Сизов: Практически ничего не изменилось. Это был продукт, который обеспечивает основные офисные функции, он таковым и остается. Изменился способ его доставки: теперь IT не надо обслуживать рабочие станции, достаточно просто прислать людям ссылку на Office, после чего сотрудники компании уже могут им пользоваться. С предыдущей версией Office у пользователей возникали некоторые сложности в плане обновлений. В разгар рабочего дня приходил специалист и говорил, что сейчас будет устанавливать обновления. Либо на компьютере появлялось соответствующее сообщение. В Office 365 такой головной боли нет, потому что обновляется все в сервисном центре, и вы даже не замечаете этого процесса. Только потом вы увидите, что обновления появились и вы можете ими пользоваться.

РБК: А если говорить об экономической стороне Office 365, то этот продукт дешевле предыдущих, раз он в «облаке»?

Е.Сизов: Дешевле однозначно. Office 365 и модель получения программного обеспечения по подписке снижает финансовые риски. Что такое подписка? Вам не надо покупать в собственность программное обеспечение, вы подписались на его использование на то количество пользователей, которое вам необходимо на данный момент времени. Если у вас снижается количество потребителей этих технологий, то впоследствии вы можете сократить количество подписок и тем самым уменьшить свои затраты. Если у вас увеличивается количество потребителей, вы ровно таким же образом можете увеличить свои затраты и подписать больше подписчиков на этот сервис. Здесь не идет речь о том, что вам надо бросить огромный капитал в лицензии и пользоваться им на протяжении 5 лет — это более гибко.

Более того, само внедрение продукта проводится гораздо быстрее, особенно это ощущается в крупных компаниях, имеющих разветвленную филиальную сеть. Office 365 не надо развертывать во всех филиалах, потому что вы получаете этот сервис из центра. Единственный нюанс – при использовании нового Office вы должны обеспечить у себя в офисе надежные каналы связи, чтобы потребитель мог «дойти» до точки поставки этого продукта быстро и без дополнительных усилий.

РБК: Если вернуться к тенденциям в IT, то кто за кем следует? Ритейл за новинками IT или IT за потребностями ритейла?

Е.Сизов: И там, и там идет гонка. Нельзя сказать, что кто-то за кем-то бежит. Ритейл активно развивается, прежде всего потому, что растут потребности потребителей, общества в целом. Мы живем в информационном обществе, где развиваются каналы связи – это дает новые возможности и новые каналы потребления. Например, эффективный ритейлер сегодня уже не может продавать только оффлайн – он должен быть мультиканальным. У него должен быть Интернет-магазин, приложение для смартфонов, колл-центр, онлайн-каталоги.

Можно предположить такую вещь: если бы мы остались в старых телекоммуникационных технологиях, вряд ли бы стоило ожидать появления Office 365, который работает в центре обработки данных. Вряд ли росли бы продажи смартфонов, которые обеспечивают потребителю информацию в любой точке земного шара. Даже находясь на пассажирском сидении в машине, вы продолжаете свою работу с тем же Office 365, вы находитесь в контакте со своей компанией, получаете информацию, отправляете письма, пишете меморандумы и т. д. Все это невозможно было бы делать на маленьком планшете, если бы не находился в центре обработки данных тот же самый Office.

РБК: Мы плавно перешли к теме консьюмеризации. Облачные технологии позволяют дистанционно решать многие вопросы через разные устройства. Так вот такая возможность работать не только в офисе - это скорее благо или угроза для компании?

Е.Сизов: Это благо, но одновременно и большие риски. Благо – потому, что вы фактически «расширяете» рабочее время ваших сотрудников, не ограничивая их личную свободу. Это связано с тем, что человек получает доступ к своей информации посредством привычных устройств, которые всегда сопровождают его по жизни. Важно отметить, что эта информация находится в корпоративном хранилище, как правило, в защищенном состоянии, и она доступна только сотрудникам на основе политик информационной безопасности.

Риски состоят в том, что утечка информации может происходить намного быстрее, чем в классической информационной модели, когда человек не пользуется своими мобильными устройствами. Понятно, что если есть нелояльный сотрудник, он, имея в руках мобильное устройство, может предоставить информацию, существенную для бизнеса компании, конкурентам, и сделать это мгновенно.

РБК: Что касается хранения информации, она же накапливается в геометрической прогрессии. Предполагается, что все больше данных будет храниться в облаках. Как Вы думаете, эта тенденция будет развиваться?

Е.Сизов: Однозначно, эта тенденция будет развиваться. Причем развивается она во многих направлениях: это хранение музыкальных файлов, фотоальбомов, документов. Если посмотреть на рынок, который сейчас существует, то вы практически у любого производителя того или иного цифрового гаджета увидите дополнение в виде облачной инфраструктуры, позволяющей хранить эту продукцию, которую он производит. Это относится, например, к цифровым фотоаппаратам. Музыкальные сервисы уже настолько популярны, что некоторые магазины видят спад продаж классических носителей информации, таких как компакт-диски, DVD-диски, в основном, все переходят на цифровые технологии. Хотя, конечно, есть меломаны-любители, которые еще крутят музыку на виниле.

Microsoft поставляет, в частности, возможность хранения информации в своем облаке. Вы можете подключить его сервис к своему персональному устройству и архивировать свои данные в его облаке. Причем Microsoft заботится и о сохранности данных. Сохранность — это резервное копирование и высокий уровень доступности этих данных. И вы перестаете думать о том, кто заботится о них, как будто это происходит само собой.  В домашних условиях, когда вы храните архивы на локальных устройствах, такое даже невозможно себе представить. И я знаю многие случаи, когда люди хватаются за голову, потеряв терабайты персональной домашней информации, которая просто разрушилась. Это для них жизненная трагедия. Облако помогает такого избежать.

РБК: Различается ли технология хранения частной и корпоративной информации?

Е.Сизов: Конечно, различия есть. Что касается частной жизни, то в принципе можно практически полный объем этой информации хранить в облачных системах. Что касается корпоративных данных, то есть некоторое разделение. Наиболее «чувствительная» для бизнеса информация хранится на локальных системах. Наиболее часто используемые данные,  которые, впрочем, не являются коммерческой тайной, хранятся в облаке. Потому что облако, наверное, это наиболее универсальное средство для доставки информации на личные устройства пользователей.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

FACEBOOK 9-КРАТНО УСКОРЯЕТ ЯЗЫК РАЗРАБОТКИ PHP

6.10.2013

Социальная сеть Facebook продолжает работать с популярной средой веб-разработки PHP, добиваясь ускорения ее работы на существующем оборудовании. Накануне в Facebook сообщили, что разработали PHP Virtual Machine, которая может выполнять инструкции на языке PHP до 9 раз быстрее, чем обычный интерпретатор PHP. "Наша цель - сделать PHP действительно быстрым", - говорит инженер Facebook Джоэль Побар.Ранее компания Facebook уже применяла разные трюки для ускорения работы PHP и повышения его масштабируемости

ВИДЕОСЕРВИС YOTA PLAY: ДРУГОЙ СПОСОБ СМОТРЕТЬ КИНО

5.12.2013

Не так давно желания телезрителей учитывали в последнюю очередь – что напечатано в пресловутой ТВ-программке, то и смотрели. Затем перестали учитывать желания правообладателей – пользователь стал вовсю осваивать торренты и смотреть то, что его душе угодно. А легальные видеосервисы сейчас пытаются найти компромисс.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

15.11.2013

Социальные институты (social institutions) – это система связей и социальных норм, объединяющая общественные процедуры и ценности. Она удовлетворяет основные потребности общества. Социальные институты, в первую очередь, удовлетворяют ту или иную потребность на качественном уровне. Оказывается, что социальные институты в системе социальных связей наиболее крепкие, так как предопределяют её жизнеспособность. Ведь именно регулярный, отлаженный аспект социальной жизни является главным фактором, который определяет уровень общества и жизнедеятельности.

КАК ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ СВОЕЙ МЕЧТЫ С ПОМОЩЬЮ СОЦСЕТЕЙ

18.11.2013

Потенциальные работодатели все чаще обращают внимание на профили рекрутеров в социальных сетях. Как сделать так, чтобы заглянув на вашу страничку в Facebook, работодатель не разочаровался?