ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

АЛЕКСЕЙ ЛУТКОВ: БЕЗ ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ МЫ ОТСТАНЕМ ОТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

10 Ноября 2013

О важности информационных технологий в системе здравоохранения сегодня говорят на всех управленческих уровнях. Внедрением ИТ в медицинской отрасли занимаются специальные структуры — Медицинские информационно-аналитические центры. Чем обусловлено создание этих подразделений? Насколько успешно МИАЦы выполняют возложенные на них функции? Об этом мы побеседовали с директором Медицинского информационно-аналитического центра Свердловской области Алексеем ЛУТКОВЫМ.

     - Алексей Александрович, в министерстве здравоохранения РФ нет подразделения, ответственного за единую поддержку и внедрение ИТ в медицине. Как Вы считаете, смогут ли МИАЦы, «выросшие из учреждений медстатистики» отвечать за развитие региональной ИТ-инфраструктуры?

    - МИАЦ сегодня занимается разрешением всех вопросов информационного обеспечения министерства здравоохранения. Такие структурные подразделения, как МИАЦы, как раз и были созданы в целях организации ИТ-структуры в регионах. Министерства здравоохранения не могут содержать в своем штате ИТ-специалистов. К тому же, у министерств несколько иные функции: прежде всего, чиновники должны обеспечивать организацию медицинской помощи населению. Для создания региональной ИТ-структуры нужны специалисты другого уровня с определенными техническими навыками и опытом. Даже МИАЦы сегодня не в состоянии самостоятельно решить все поставленные задачи; нам приходится привлекать специалистов, которые смогут, например, детально проработать техническое задание. Собственными силами МИАЦа решить все задачи невозможно.

     - Как давно существует Свердловский МИАЦ?
    
- Свердловский Медицинский информационно-аналитический центр создан как самостоятельное учреждение в 1976 году. Его развитие определялось разными факторами, такими, как потребности практического здравоохранения и медицинской науки, государственной политикой в сфере компьютеризации, сменой технических платформ. Сейчас в штате МИАЦа работают 45 сотрудников.

     - Заместитель директора МИАЦ РАМН (Москва) Андрей Столбов считает, что региональные МИАЦы должны быть унитарными предприятиями, так как у бюджетных предприятий возможности крайне ограничены. Согласны ли Вы с ним?
    
- В настоящее время Устав МИАЦа позволяет ему осуществлять хозяйственную деятельность. Мы можем привлекать к выполнению некоторых работ организации на договорной основе. Конечно, мы решаем вопросы, которые нам делегирует министерство здравоохранения по организации информационного обеспечения собственными силами, но при этом в течение года постоянно появляются внеплановые задачи.
     У нас нет возможности заключать договора с муниципальными учреждениями, а выполнить их только за счет бюджетных средств - нереально. Мы обслуживаем более 600 лечебных учреждений Свердловской области. Текучесть кадров большая, и обучение специалистов отнимает очень много времени. Написать программный продукт - это не значит, что он будет работать. Самое главное - преодолеть человеческий фактор, убедить медицинских работников, что эта программа действительна необходима, а потом осуществлять ее техническую поддержку. Это важный момент, так как, если человек в процессе освоения программы столкнется с какими-то сложностями, он опять возвращается к бумажной работе. Зачастую мы вынуждены в ущерб своей основной работы выполнять функцию сопровождения программ. Я сторонник того, что МИАЦ должен в рамках госзаказа осуществлять работу по разработке и внедрению программ, а обеспечивать стабильно работающий персонал - это забота главного врача. Он должен иметь возможность заключить с нами договор, чтобы мы приняли в штат специальных сотрудников, которые на хозяйственно-договорных условиях будут проводить техническую поддержку программ.

     - Насколько, на Ваш взгляд, важна составляющая ИТ в приоритетном национальном проекте «Здоровье»? И как сделать эту составляющую более значимой, учитывая то, что ИТ-задачи в рамках нацпроекта четко не сформулированы?
    
- Процесс деятельности любого предприятия основан на наличии достоверной и полной информации. Невозможно управлять каким-то процессом, если не знаешь, что произойдет дальше. Любые действия надо постоянно каким-то образом корректировать, знать ресурсы, которыми управляешь. Насколько достоверно и своевременно руководство получает информацию, настолько правильно будет осуществляться оказание медицинской помощи. Правительство отпускает на здравоохранение большие средства, и важно контролировать, правильно ли расходуются эти средства. Сегодня все управленцы в УрФО понимают важность информационной составляющей.

     - В последнее время много говорят на тему создания концепции единого информационного пространства здравоохранения страны. Есть ли такая концепция в Свердловской области?
    
- Концепция информатизации здравоохранения Свердловской области уже разработана, и в начале июня этого года вопрос по утверждению этой концепции будет заслушиваться на заседании Областного Правительства. Мы надеемся, что Правительство примет эту концепцию за основу для дальнейшего продвижения и поручит нам разработать областную государственную программу. Мы планируем продолжать активно работать в этом направлении. Сейчас МИАЦем подготовлено техническое задание на проведение аудита информационных систем. Конечно, уже существуют какие-то информационные потоки и программные средства, но все они разрабатывались спонтанно, под конкретные задачи, без комплексного подхода. Возьмем, для примера, нормативно-справочную информацию, которая существует достаточно разрозненно. Сейчас все справочники придется приводить к одному знаменателю. В целом разработка целевой программы - достаточно длинный процесс, потому что он касается финансирования, и надо очень подробно прописать, какие средства на какие задачи будут потрачены и какие ожидаются результаты.

     - Алексей Александрович, в контексте разговора о едином информационном пространстве такой вопрос: на какой стадии сейчас разработка социальных карт жителей Свердловской области, по которым в том числе, можно получать и медицинское обслуживание?
    
- В свое время территориальный фонд обязательного медицинского страхования выступил с инициативой создания этой карты. Правительство поддержало инициативу, был привлечен ряд заинтересованных ведомств, в том числе ЖКХ, чтобы человек помимо получения медицинского обслуживания, знал о своих задолженностях по оказанию коммунальных услуг. Но разработка этой карты касалась только льготных категорий граждан. По этой карте аптеки должны были отпускать им лекарства. Так как изначально задачи были поставлены достаточно узко, а финансирование закончилось, на этом процесс остановился. Сама технология карты внедрена, но не надо забывать, что для лечебного учреждения оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан - это еще не вся деятельность, есть и другие аспекты, которые как раз не были учтены. Сегодня компании, которые занимались разработкой карт, готовы продолжать работу над этим проектом. Но я считаю, мы должны четко знать нужды лечебных учреждений, исходя из них разработать концепцию, а уже потом встраивать ее в информационную систему медучреждения.

     - Управление лекарственным обеспечением льготников - одна из самых острых в России, и в УрФО в частности. По мнению специалистов, уровень автоматизации федеральной программы ОНЛС находится на высоком уровне. Как Вы оцениваете его в Свердловской области?
    
- Мы очень плодотворно работали над этим проектом весь прошлый год. Перед МИАЦем была поставлена большая задача. Из единого территориального фонда государственные средства были переданы в субъекты РФ. Мы вынуждены были начинать построение этой информационной системы с нуля. Сегодня она практически завершена и достаточно устойчиво работает. Опыт Свердловской области в построении системы ОНЛС, по сути, уникален. Мы используем разработку одной из компаний в аптечной сети, а в лечебных учреждениях действует наш собственный программный продукт, который позволяет осуществлять выписку рецептов, и уже во время выписки происходит несколько стадий контроля в целях исключения неправильной выписки рецептов. Например, выписать рецепт может только врач, имеющий право выписки. После выписки рецепта в лечебном учреждении на рецепте сразу появляется штрих-код, с которым больной приходит в аптеку. Там при помощи сканера этот рецепт считывается и сразу проходит контроль. В результате исключаются все проблемы с неправильной выпиской рецептов, с которыми мы сталкивались в прошлом году. В этом году рецептов, выписанных с ошибками, единицы - всего менее 10 рецептов в месяц в I квартале по Свердловской области. В рамках данной программы мы ежедневно информируем лечебные учреждения о наличии лекарственных средств в аптеках, и этот обмен информацией работает без сбоев. Кроме того, для каждого лечебного учреждения существуют определенные денежные квоты. Мы постоянно отслеживаем информацию об остатке средств и передаем их в ЛПУ.

     - Как вы оцениваете уровень оснащенности свердловских медицинских учреждений компьютерной техникой?
    
- Сейчас наступил такой этап, когда все специалисты осознали необходимость наличия техники в учреждениях. Если еще какое-то время назад руководители учреждений считали, что компьютеризация - это просто дань моде и больших результатов от нее ждать не стоит, то сегодня все понимают, что информация, введенная в компьютер один раз, никуда не исчезнет, а отдача от процесса компьютеризации идет колоссальная. В итоге каждый руководитель не просто стремится освоить компьютер, но и иметь его на своем рабочем месте. Совершенно ясно, что средства, вложенные в информатизацию, не выброшены на ветер. Без ИТ-технологий мы можем просто отстать от процесса управления. Приведу такой пример. Мы получаем данные статистической отчетности о заболеваемости всего один раз в год, но в течение года происходит много различных ситуаций, а мы пользуемся устаревшими данными, поэтому решаем многие вопросы с большим опозданием. Наша концепция подразумевает, что информационные потоки должны соответствовать потребностям и быть более доступны специалистам. Всем нужна достоверная информация, и следует максимально исключить человеческий фактор в подготовке цифр. Кроме того, сами врачи тратят много времени для подготовки цифр, переход на безбумажную технологию позволит изменить эту ситуацию.

     - Какие медицинские информационные системы используются в учреждениях Свердловской области?
    
- В целом по всей Свердловской области работает наша разработка «Поликлиника». Эта программа учитывает всю поликлиническую службу, в ней готовятся документы, которые подаются для оплаты в страховые компании и фонды. Данный продукт очень востребован, он эксплуатируется на 100%, потому что касается финансовой сферы: пока в поликлинике не будут занесены в программу все пациенты, распечатаны и сданы все реестры, медицинское учреждение не получит деньги. Другое используемое программное средство, которое также востребовано - «Стационар». Помимо этого, мы используем систему «Кадры», на основе которой отслеживаем базу данных по движению кадров в Свердловской области.

     - Какие задачи Вы как руководитель Свердловского медицинского информационно-аналитического центра ставите для себя в этом и следующем году?
    
- У нас есть определенный перечень показателей, так называемый госзаказ, который сформирован и утвержден Министерством здравоохранения. Мы занимаемся, во-первых, обеспечением этих информационных потоков: сбором, обработкой, предоставлением данных для деятельности главных специалистов министерства здравоохранения. Кроме того, отслеживаем финансовые показатели деятельности ЛПУ, решаем вопросы нагрузки лечебных учреждений, кадровые вопросы.
     У нас также есть показатели реализации пилотных проектов, которые мы отслеживаем. Мы занимаемся подготовкой аналитических материалов и отчетности, сбором всех статистических форм с лечебных учреждений, являемся инициаторами разработки сайта, администрирование которого сейчас осуществляем. Помимо этого, за МИАЦем закреплена функция мониторинга реализации итогов нацпроектов.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

БЕСПЛАТНАЯ ИГРА DEAD ON ARRIVAL 2 ДЛЯ IPHONE И IPAD - УРАГАННЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ЗОМБИ-ШУТЕР

15.11.2013

Пятница - отличный день для отстрела ходячих мертвецов, чем и предлагает заняться новая бесплатная игра Dead on Arrival 2 для iPhone и iPad....

ГЕННАДИЙ ЧЕРНАВЦЕВ : «ТОТАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД НА IP ПРИВЕДЕТ К НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ»

27.08.2013

«Ростелеком» держит лидирующие позиции и активно модернизируется. Директор уральского филиала «Ростелеком» Геннадий Чернавцев рассказал об итогах уходящего года и о том, какой стратегии будет придерживаться компания в условиях, диктуемых рынком.

ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ В ТВИТТЕРЕ

28.07.2013

Поиск в Твиттере дает результаты только по топовыем твитам. Значит, нужна поисковая оптимизация. Как это сделать?

КАК ФСБ ВОРУЕТ ВАШИ ДАННЫЕ

15.12.2013

Я расскажу всю правду о ФСБ. Рассказ этот довольно длинный, и если кто читать не любит, может прочесть ниже сокращённую версию, так сказать, суть. Но я бы всё же советовал...