ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

ЛЕОНИД СОКОЛИНСКИЙ: - «МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

24 Июля 2013
Двухуровневая система образования пришла в Россию в 90-х годах. В соответствии с основными принципами Болонского процесса, страны, которые участвует в нем, обязуются унифицировать свое образовании под единый стандарт. Иными словами, диплом, полученный в России, должен быть понятным в Германии или во Франции. Что изменилось с этих пор? Работает ли в наших ВУЗах эта система?

Наш собеседник - Леонид Соколинский, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой системного программирования ЮУрГУ. На его кафедре осуществляется подготовка бакалавров (срок обучения – четыре года) и магистров (два года) по направлению "Информационные технологии". Желающие могут продолжить обучение в аспирантуре (три года) с последующей защитой кандидатской диссертации по информационным технологиям. Учебный план направления "Информационные технологии" не имеет аналогов в российском образовании. В его основе лежит американский стандарт подготовки специалистов "Computer Science".

Бакалавр против специалиста

- Как уже говорилось выше, в основе обучения в ВУЗах Западной Европы, как и США, лежит двухуровневая система образования. Во многих странах идут дальше, скажем, во Франции, где я несколько раз принимал участие в семинарах, посвященных этой проблеме, система насчитывает 5-6 ступеней. Система сложная, но достаточно гибкая. Ее цель – дать большую свободу студенту, ведь в жизни бывают нестандартные ситуации: ты проучился два года на круглые пятерки, и больше по какой-то причине не можешь продолжать обучение. У нас такой студент будет просто отчислен, в лучшем случае потом он попытается восстановиться, причем, в тот же ВУЗ. Никаких социальных гарантий он не имеет. Во Франции есть некая промежуточная степень, с помощью которой все твои достижения фиксируются и тебе выдается диплом соответствующего образца. С этим дипломом ты можешь поступить в любой другой ВУЗ страны, и не только этой страны, причем - без экзаменов! Я бывал и в других Европейских странах: две ступени – бакалавр и магистр – распознаются практически везде.
Почему во Франции так, а у нас было по-другому? Потому что экономика двух наших стран разительно отличалась. За последние годы и у нас появились сдвиги в лучшую сторону, а система образования осталась в большинстве случаев на прежнем уровне.

Что дает российскому студенту двухуровневая система образования?

Прежде всего, ваш диплом будет более понятен для Запада, хотя, на самом деле, я считаю, что количество студентов, для которых это действительно важно, не превышает 5-10%. Наша работа, в том числе и кафедры системного программирования, ориентирована главным образом на людей, которые будут жить и работать здесь, в России. (Но, само собой разумеется, что, если вы хотите работать за границей, то вам нужно получить диплом бакалавра или магистра, а не специалиста).

Давайте начнем с самых распространенных стереотипов. Первое. Считается, что если абитуриент поступает на бакалавра, то его можно будет назвать, скажем так, "недоделанным" специалистом, ведь он будет учиться не пять лет, а всего четыре года.

Бакалавриат – это для троечников, так думают некоторые. Однако это утверждение верно только в том случае, если мы возьмем классическую программу, разработанную в советские времена, и попытаемся ее "загнать" в формат двухуровневой системы образования, начнем механически ее кроить. В конце 90-х в МГУ был разработан новый образовательный стандарт на основе американского стандарта подготовки специалистов - "Computer Science". Учебный план направления "Информационные технологии" не имеет аналогов в российском образовании.Один из инициаторов его внедрения – профессор МГУ Сухомлин Владимир Александрович. Им же был разработан образовательный стандарт – "Информационные технологии". Только четыре российских ВУЗа получили право вести подготовку студентов по этой программе: МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет и, конечно же, ЮУрГУ.

Бакалавр – больше чем специалист?

Подготовку так называемого "специалиста" этот стандарт не предусматривает вообще. Можно рассмотреть новую и старую систему образования на примере двух направлений подготовки: "Информационные Технологии" и "Прикладная математика и информатика" (это направление было сделано на базе старого стандарта для специальности "Прикладная математика" с 5-летним сроком обучения). Получится следующая картина. Блок "Информационные Технологии" в направлении "Информационные технологии" составляет 1786 часов за первые четыре года обучения, в направлении "Прикладная математика и информатика" – 1156 часов. Колоссальная разница! Теперь обратим внимание на блок математических дисциплин. В направлении "Прикладная математика и информатика" он занимает 2158 часов, в то время, как в направлении "Информационные Технологии" – только 1566. Почему так? Стандарт "Прикладная математика и информатика" был ориентирован на пятилетнее обучение, фундаментальные математические знания студенту старались дать на первом-третьем курсах. Спецдисциплины в основном давались на четвертом – пятом курсах. Кроме того, раньше спросом пользовались специалисты, работающие на оборонную промышленность, где требовалась серьезная математическая подготовка. Зато другие работодатели таких молодых специалистов сразу переучивали, ведь, например, знаний по технологиям программирования у них было не так и много.

По нашему новому направлению "Информационные Технологии", выпускник за четыре года бакалавриата получит не меньше, а еще и больше знаний по информационным технологиям, чем специалист по "Прикладной математике и информатике" за пять лет, и соответственно он будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда, где кроме диплома нужны еще реальные знания, умения и навыки.

Настоящая специализация – это магистратура

Специализация на специальности "Прикладная математика и информатика", как и на других специальностях, обычно начинается с третьего курса. Что студент понимает в этом возрасте? А после выбора специализации назад пути уже нет. Другое дело – выпускники бакалавриата. На четвертом курсе большинство из них уже работают, и работают по профилю своей будущей специальности! Они твердо знают, что им нужно, а значит, могут сделать осознанный выбор: пойти работать после получения диплома бакалавра или пойти в магистратуру, чтобы получить более глубокие знания по выбранной специализации.

Мы предлагаем студентам несколько программ магистерской подготовки. Это процесс у нас в университете сейчас интенсивно развивается. За последние два года на нашем факультете было открыто две магистерских программы в области информационных технологий: в прошлом году – базы данных, в этом году – системное программирование. Мы планируем в течение двух-трех лет открыть еще порядка пяти магистерских программ. В этом процессе будут участвовать все кафедры отделения "Информатики и прикладной математики" механико-математического факультета ЮУрГУ. Вот тогда это будет настоящий выбор! В следующем году, например, откроем магистерскую программу по методам защиты информации. Возможно, получится и с программой по вычислительной математике для специалистов, которые хотят работать в оборонном комплексе, там, где нужна серьезная математическая подготовка.
Выпускник магистратуры будет специалистом высочайшей квалификации, с которым простому специалисту (с пятилетним сроком обучения) конкурировать будет сложно.

Бакалавриат, магистратура, а что дальше?

Аспирантура - следующая после магистратуры ступень профессиональной подготовки. Обучение в аспирантуре составляет три года и должно завершаться защитой кандидатской диссертации.

Кафедра системного программирования – одна из немногих в университете, где реализуются все три ступени подготовки студентов: бакалавриат, магистратура,

аспирантура. В этом году у нас открылась первая и пока единственная на Урале аспирантура по программированию. Аспирантура ориентирована на руководителей научно-исследовательскими проектами и преподавателей в области информационных технологий. Магистратура ориентирована на должности руководителей отделов ИТ (Информационных Технологий), главных программистов, системных аналитиков, специалистов по безопасности и т.д. Иными словами, бакалавр – исполнитель, магистр – руководитель, кандидат наук – архитектор инновационных решений.

Дефицит знаний

Вот и получается, что человек, отучился пять лет, получил "красный" диплом специалиста, устроился на работу программистом, но чувствует дефицит знаний. Тогда он идет к нам в магистратуру и учится на платной основе. Но почему с "красным" дипломом – на платной? Это еще один немаловажный момент, на который абитуриенту стоит обратить внимание. В соответствии с Федеральным законом о втором высшем образовании, получение его всегда платное. А кто задумывался о том, как этот закон применяется к проблеме: специалист и магистратура? Ведь, если ты учился платно в бакалавриате, но проявил рвение, усердие, талант, закончил обучение с хорошими оценками, то в магистратуру ты можешь поступить на бюджетное (оплачиваемое государством) место без экзаменов! В прошлом году в магистратуру мы набрали группу из 10 человек, восемь учится бесплатно. Еще раз подчеркну: в магистратуру зачисляют без экзаменов. Закон разрешает зачитывать в качестве вступительного экзамена в магистратуру выпускной экзамен бакалавра.

Подтасовки исключены

В этом году мы сделали первый полноценный набор студентов на бакалавриат "Информационные технологии", нам выделили 15 бюджетных мест, в прошлом году нам позволили взять только пять человек на бюджет и шесть на внебюджетные места. Слишком поздно вышел приказ Министерства об открытии в ЮУрГУ направления "Информационные технологии" (за несколько дней до окончания приема документов). Я считаю, что при существенном сокращении бюджетных мест в Российский ВУЗах – это большой успех. На бюджетные места было подано 167 (!) заявок. Конкурс огромный, но эта цифра не должна пугать и обескураживать, поскольку в ЮУрГУ в этом году появилась новая и интересная форма приема заявлений. Абитуриент заполняет специальную анкету (образцы можно найти на сервере приемной комиссии ЮУрГУ), которая позволяет указать сразу два факультета, и по каждому факультету идет целый список позиций в порядке предпочтения направлений или специальностей. А дальше – ЕГЭ, их результаты обрабатываются, абитуриент получает автоматически в каждом из двух факультетов максимально высокую позицию, куда можно пройти на бюджетное место. Если абитуриента это устраивает, то он поступил. Если – нет, то можно чуть-чуть подождать, вдруг, кто-то перейдет на платное отделение, или передумает учиться на этом факультете. Тогда ты передвинешься на более высокую позицию. Количество заявлений, где направление "Информационные технологии" указано в первом приоритете, составило 31. Количество заявлений, подаваемых на специальности с пятилетним сроком обучения пока больше. Но я уверен, что совсем скоро ситуация измениться кардинальным образом. По моему мнению, система двухуровнего образования бакалавриат-магистратура - это очень правильная система, как, впрочем, и ЕГЭ, конечно, при условии, что мы проводим экзамены честно. У нас в ЮУрГУ все проходит под строжайшим контролем, это делают внешние по отношению к ВУЗу организации. Я лично наблюдал этот процесс – любые подтасовки исключены.

Не стоит забывать, что ЮУрГУ обладает уникальной вычислительной техникой (это – компьютерные классы, оснащенные мощными персональными компьютерами и суперкомпьютер Infinity, занимающий 25 место среди самых мощных суперкомпьютеров России) и у нас очень сильный преподавательский состав. На кафедре работает один академик, один член-корреспондент Российской академии наук, четыре доктора наук, три кандидата. Мы также привлекаем преподавателей на условиях совместительства – это очень важно, основное место работы у таких преподавателей исследовательские институты, вычислительные центры. Например, у нас работает Алеева Валентина Николаевна, кандидат физико-математических наук, ее основное место работы – Вычислительный центр Южно-Уральской железной дороги, где она занимает руководящий пост. Она знает чему и как учить студентов. Мы привлекаем специалистов из других ведущих университетов – МГУ, Санкт-Петебургского государственного университета, приглашаем специалистов из-за рубежа. В этом году курс лекций провела профессор университета г. Акрон (США) Кэти Лизска. Есть планы по организации поездок наших преподавателей в университеты США для чтения лекций. В июне прошел телемост с Александром Николаевичем Томилиным, заведующим отделом "Операционных систем" Института системного программирования РАН, профессором кафедры автоматизации систем вычислительных комплексов факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ им. М.В. Ломоносова).

Если посмотреть, список дисциплин, которые преподают в первые четыре года на направлении "Информационные технологии", то мы увидим, что охватываются все направления ИТ: компьютерная безопасность, технология программирования, web-дизайн и многие другие (учебный план можно найти на странице кафедры системного программирования http://computer.susu.ru в разделе бакалавриат). Кстати, специальность web-дизайн пользуется большой популярностью у работодателей. В режиме подработки такие специалисты получают порядка 10000 рублей в месяц. А если мы говорим о серьезном специалисте в режиме полного рабочего дня, то он может претендовать на значительно большую зарплату – до 30000 рублей в месяц и выше! Но здесь нужна отличная подготовка, сейчас в компаниях обращают внимание не столько на диплом, сколько на конкретные умения и навыки. Наша кафедра несет полную ответственность за то, чтобы студент получил реальные знания в области информационных технологий. Студентов, у которых в голове гуляет ветер, мы не выпускаем.

Галина Новикова-Гонина | 01.08.06

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

КАЛЕНДАРЬ GOOGLE СТАЛ ДОСТУПЕН ДЛЯ ВСЕХ ANDROID-УСТРОЙСТВ

8.09.2013

В официальном блоге компании сообщили о том, что официальное приложение «Календарь Google» стало доступно для всех устройств под управлением Android. Ранее программа предустанавливалась эксклюзивно на смартфоны линейки Nexus, а другие…

ADOBE ПРИДУМЫВАЕТ МОБИЛЬНЫЙ СУПЕР-FLASH

10.08.2013

Компания Adobe Systems к 2010 г. пообещала выпустить новую версию Flash-плеера для мобильных устройств. Она будет иметь почти такие же возможности, что и полноценная версия для ноутбуков и настольных ПК.

IPHONE 5S: ОБЗОР КАМЕРЫ НОВОГО IPHONE

6.10.2013

Очередное поколение яблочных смартфонов, а именно флагман iPhone 5s, получило обновленную камеру. Если брать такой распространенный, но мало говорящий о качестве снимков и видео критерий, как количество мегапикселей, то камера в iPhone 5s осталась 8 МП....

СЕМЕН ЗИЛЬБЕРМАН: НАШИ ИДЕИ И ПОДХОДЫ ПРОНИКАЮТ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДРУГИХ СУДОВ.

23.08.2013

Информационное обеспечение работы судебной системы в РФ – одно из направлений общей модернизации всех сфер жизни современного российского общества. Совершенно очевидно, что суды, как и крупные производственные предприятия, нуждаются в том, чтобы исходить в своих действиях из четко отлаженной, бесперебойно функционирующей системы абсолютно достоверных данных. От принятия решения – его беспристрастности, своевременности и обоснованности – зависят человеческие судьбы.