ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

ВЛАДИМИР ЛИСОВЕНКО : ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

24 Июля 2013
     Уральский ФО – один из семи российских регионов, где стремительное развитие сферы IT определено не знающей себе равных концентрацией стратегических сфер промышленности, таких как металлургия, машиностроение, атомная энергетика. О будущем IT, о крупном бизнесе, который уже не мыслит себя в отрыве от информационных технологий, о российских предприятиях, формирующихся на основе восприятия бизнес-процессов в неразрывной совокупности – директор по информационным технологиям Челябинского металлургического комбината Владимир Петрович ЛИСОВЕНКО.

PRO DIGITAL:
     —
В качестве руководителя отдельной сферы крупного предприятия как бы Вы охарактеризовали рынок современных IT-услуг в России, с учетом, конечно, специфики Вашей отрасли?

Лисовенко В.П.:
     —
У нас большое предприятие. Мы не рассматриваем в качестве варианта такие системы как, например, «1С» или им подобные. Мы полагаем, что на комбинате должна действовать серьезная система, функционал которой обеспечен сопровождением и предполагает возможное развитие. Это моя точка зрения. Иногда я лично с карандашом в руке вынужден доказывать, что производить системы самостоятельно – не эффективно. В случае если предприятие, игнорируя практику стороннего привлечения, станет ориентировать собственный персонал на разработку программ, ежегодно только сопровождение действующих систем будет забирать около 15-20% человеческих ресурсов. То есть, условно говоря, если разработкой занималась команда из двенадцати человек, ежегодный отток специалистов будет составлять по одному – два человека, которые вынуждены будут переориентироваться с разработки проекта на его сопровождение. С учетом такой динамики можно вполне утверждать, что за срок примерно шесть лет все разработчики прекратят свое участие в проектах и будут только сопровождать. Как подтверждение целесообразности нашей позиции мы рассматриваем негативный опыт родственных предприятий, которые, внедрив у себя систему «1С», с доработкой функций, которые не предполагались самой системой изначально и не были заложены в ней разработчиками. Через пять лет, не смогли самостоятельно перейти на новую версию, из-за того, что весь ИТ-персонал был занят текущим сопровождением действующей системы. Потому в данном вопросе для нас все достаточно конкретно и определенно: если мы хотим существовать стабильно, развиваться устойчивыми темпами, то мы должны использовать продукт универсального свойства, предполагающий развитие и поддержку функциональности, требований Российского законодательства, автоматически, без привлечения дополнительных ресурсов переходить на новые технические и программные платформы.
     Признаюсь, не я делал выбор, но считаю, что предпочтение было отдано справедливо, и в 2001 году на комбинате была установлена ERP-система SAP R/3. В настоящее время и на будущее мы преследуем вполне конкретную цель, которая состоит во всестороннем применении этой системы, использовании ее по всем возможным направлениям, Наша цель – получить интегрированную автоматизированную систему, основанную на единой структурной модели. Нужно отметить, что чем меньше разнородных систем, тем проще решается вопрос их взаимосвязи. Мы построили на комбинате локальную вычислительную сеть, предоставили возможность всем структурным подразделениям с различных рабочих мест комбината работать с единой системой. Подобная система в настоящий момент успешно функционирует. Ее эффективность нашла отражение и в сроках отчетности. До внедрения ERP-системы SAP R/3 формирование отчетности по работе комбината за прошедший месяц заканчивалось двадцать пятого числа, сейчас эта работа выполняется до седьмого числа. Параллельно были решены вопросы формализации и прозрачности всей отчетности от документов первичного учета до консолидированной отчетности. В распоряжение управленческого персонала достаточно оперативно поступают данные о том, как сработал комбинат, и, соответственно, своевременно принимаются необходимые управляющие воздействия.
     Несмотря ни на что мы продолжаем развиваться. В настоящее время перед нами стоят новые стратегические задачи. Например, перейти при планировании, учете, контроле выполнения заказов клиентов, потребителей, на режим реального времени. Чтобы в текущий момент времени было видно действительное состояние дел по каждому заказу. На данном этапе не все процессы в компьютерной системе комбината отражены в реальном масштабе времени. В On-line режиме отражаются операции по поступлению всех ТМЦ (товарно-материальные ценности – P.D.), отгрузке готовой продукции, учет запасов на централизованных складах, учет вагонов. С некоторым опозданием – учет производства. Наша стратегическая цель – перевести работу автоматизированных систем в реальный масштаб времени, совместить процессы оперативного и бухгалтерского учета. Как это сделать мы уже понимаем и делаем реальные шаги в этом направлении.

P.D.:
     — Среди многих проектов, о которых Вы рассказали, которые уже внедрены или находятся на стадии внедрения, какой бы Вы выделили в качестве наиболее показательного или наиболее удачного, быть может, сработавшего с учетом региональной специфики?

Л:
     — Хотелось бы отметить многие проекты. Например, те из них, во внедрении которых удалось проявить свой талант молодым специалистам. Я имею в виду систему электронного документооборота с ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») по железнодорожным накладным. Задача была поставлена, цель определена. Состоялось выездное совещание руководства ОАО «РЖД» на Челябинский металлургический комбинат, где и было решено провести совместную работу по упрощению оформления документов для отправки готовой продукции. Это совещание было 22 ноября 2006 года. После этого в течение трех месяцев была сделана проектная разработка, которая с апреля 2007 года начала функционировать по отправкам вагонов в масштабах России. Через полгода мы запустили и экспортные направления. Система заработала. Потом через некоторое время прошла модификация схемы документооборота. Внутри цехов была прекращена печать документов. Теперь цехи только вносят сведения в компьютерную систему, подтверждая достоверность данных своими электронными пропусками. По мере продвижения вагонов по территории комбината они проходят провеску, информация о весе в автоматическом режиме поступает в электронные документы, распечатка которых осуществляется в одном месте – на станции примыкания ОАО «ЧМК» и ОАО  РЖД. Основной разработчик - молодой специалист, который выполнил всю работу по разработке необходимого программного обеспечения системы. Конечно, в данной работе участвовали и другие специалисты, которые помогали решать организационные вопросы и вопросы обмена информацией в электронном виде. Но основной разработчик был один.
     Я считаю, что на данном этапе на комбинате эффективно реализован контроль за приобретением ТМЦ и услуг. Ранее, до внедрения этой системы, подразделения комбината, спекулируя проблемами на производстве, угрожая рисками остановки основных агрегатов, «выбивали» из коммерческой службы необходимое оборудование и запчасти. После того, как в системе SAP R/3 была внедрена функциональность бюджета обязательств, произошло следующее: подразделениям были розданы бюджеты, в рамках которых они получили возможность формировать заявки на все, что им нужно для нормальной работы, при этом они несли всю ответственность за работу своего подразделения. Заявки на приобретение ТМЦ стали, во-первых, – строго формализованные, выдержанные в рамках установленного бюджета, во-вторых – с обязательным указанием номенклатурного номера, однозначно определяющего товар. Ведь, например, один только используемый на производстве песок имеет более десяти номенклатурных номеров: строительный, кварцевый, многофункциональный, промытый, монофракционный и полифракционный, мытый и природный, термообработанный  и т.д. Ранее на комбинате были случаи, когда производственники заказывали один песок, а коммерческие службы привозили ему другой, но не тот, что нужно. Сейчас все эти проблемы ушли в небытие. По каждому ТМЦ установлены сроки поставки на комбинат с момента ввода заявки. Можно видеть, какие стадии проходит заявка. От ввода ее в систему SAP R/3, подписания в электронном виде, заключения контракта, проплаты аванса до поставки ТМЦ на Центральный склад комбината. На любом этапе можно видеть, как все это происходит. Система предполагает максимальную прозрачность. Любой мастер на комбинате может видеть, на какой стадии находится его заявка и даже быть в курсе общего хода работы. Подобная структуризация позитивно повлияла на систему ремонтов, периодически проводимых на комбинате. Они стали проводиться четче, поскольку все, что нужно было для своевременного проведения ремонтных работ, стало закупаться в срок и в необходимых объемах. Разумеется, это повлияло и на дисциплину, сказалось на качестве работы оборудования и т.д. Система естественным образом организует целую цепочку взаимосвязанных положительных тенденций. Налажен процесс работы с финансами, автоматизирован процесс формирования требований на проведение оплаты в электронном виде. Упростили, сделали более функциональным бухгалтерский учет. Все привели в порядок. Ревизионные службы, которые появляются на комбинате и сравнивают документы первичного учета с итоговой отчетностью, не находят, к чему придраться. Система одна, она централизованная: получает информацию, обрабатывает ее, структурирует. Все расставляет по местам. Это действительно выверенный, грамотно написанный программный продукт, который применяется во всех отраслях производства, включая банковскую деятельность и т.д. Мы его внедрили и успешно используем. В этом отношении, может быть, чем-то отличаемся от других региональных предприятий. Мне известно, что подобную систему применяет «РЖД», «СвязьИнформ», такие торговые сети «М-Видио», «Эльдорадо, «Евросеть» и т.д.. Что же касается промышленности – я точно знаю, что систему эффективно используют металлургические предприятия: НТМК, ЗСМК, ОЭМК, Комбинат «Магнезит» и многие другие. На основе нашего опыта управляющая компания рассматривает вопросы внедрения SAP R/3 или ее компанент на других предприятиях холдинга. За время, прошедшее после внедрения системы SAP R/3 на ЧМК появился целый пласт специалистов - пользователей, которые понимают систему и гармонично ощущают себя внутри нее.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ВКОНТАКТЕ ДОБАВИЛА ХЭШТЕГИ И ТВИТЫ

7.12.2013

Отныне все пользователи крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте» смогут использовать в своих публичных сообщениях хэштеги, по аналогии с популярнейшим сервисом для ведения микроблогов Twitter.

КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ ВИТОК СПИРАЛИ РАЗВИТИЯ ИТ-ОТРАСЛИ?

23.07.2013

К сожалению, мало кто в мире (и совершенно никто — в нашей стране) изучает историю бизнеса и законы его развития, которые, наверное, более подготовленные авторы могли бы сформулировать фундаментальнее, во взаимосвязи с развитием общества и технологий. Уверен, что мы могли бы гораздо лучше предсказывать будущее бизнеса и менеджмента, а не просто констатировать уже де-факто свершившиеся изменения.

НА JELLY BEAN ПЕРЕШЛИ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ANDROID-УСТРОЙСТВ

5.11.2013

Даже не пытаясь бороться с фрагментацией Android, компания Google решила просто публиковать информацию об использовании различных версий ее операционной системы. Новая порция статистики охватывает 7-дневный срок, завершившийся 31 октября.Согласно официальным данным, на долю платформы Jelly Bean (Android 4.1, 4.2 и 4.3) приходится 52,1% мобильных устройств, в основе которых лежит ОС Android. Тремя месяцами ранее этот показатель был на 11,6 процентных пунктов меньше.Второй по популярности модификацией остается Gingerbread с 26,3-процентной долей

САГА О ТОМ, КАК 2 ЧАСА ОФФЛАЙНА «ТВИТТЕРА» ИЗМЕНИЛИ МИР

6.09.2013

 В четверг Twitter испытал один из своих самых продолжительных провалов. Сайт даже не показывал так называемого «Fail Whale» - заставку с китом, информирующую о том, что необходимо обратиться на сервис позднее. В результате пользователи Twitter были вынуждены общаться «с реальными людьми», а «мировая производительность выросла на 20%».