ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

MOBILE-ДАЙДЖЕСТ

НАЛИЧНЫЕ КАК СИМПТОМ СТАГНАЦИИ ИТ-МЫСЛИ

5 Сентября 2013

Недавно я написал сразу несколько статей для нашего портала и бумажного «Бизнес-журнала», посвящённых денежной политике Apple, которая, как известно, в прошлом году претерпела радикальное изменение: купертиновские люди впервые почти за два десятилетия принялись выплачивать своим акционерам дивиденды и выкупать собственные акции, находящиеся в публичном обращении.

Главной причиной неслыханной щедрости, безусловно, явилось беспрецедентное давление на Apple со стороны «акционеров-активистов», в рядах которых числятся профессиональные рейдеры (вроде легендарного потрошителя авиакомпании TWA Карла Икана) и мастера выкручивания рук методом судебного террора и подковёрного лоббирования. С другой стороны, сложно представить себе выжимание свободных денег из публичной компании, если этих денег нет в природе. Задача гоп-стопа Apple облегчалась не только мягкотелостью и уступчивостью Тима Кука, но и фантастическими залежами наличных денег, на которых восседала доверенная ему компания: $40,6 млрд в США и еще $106 млрд — в офшорах.

092_1

Сразу нужно сделать оговорку во избежание путаницы и кривотолков в наших дальнейших выкладках. Под наличными (cash) мы понимаем не только чистые деньги, лежащие на счёте в банке (таковых, как правило, вообще ни у кого в корпоративном мире не водится), но и денежные эквиваленты (коммерческие бумаги, депозитарные сертификаты и т. п.) и иные краткосрочные вложения в безрисковые ценные бумаги (казначейские обязательства и проч.), которые легко и быстро конвертируются в прямую наличность.

Оговорка важна, потому что, скажем, в примере с Apple учёт не только наличных, но и вообще всех свободных денег даст нам совсем уж неприличную картину: наличных и денежных эквивалентов у Apple на $11,2 млрд, вложений в краткосрочные безрисковые бумаги — на $31,4 млрд, а вот в долгосрочные инвестиции в финансовые инструменты ИТ-компания запрятала еще $104 млрд!

Сегодня у меня нет ни малейшего желания в очередной раз жонглировать гигантскими цифрами «кубышки» Apple и упрекать культовую компанию то ли в крохоборстве, то ли в нерациональном использовании финансовых возможностей. Проблема гораздо сложнее, чем кажется, и уж подавно — гораздо обширнее.

092_2

Совершенно случайно мне попала под руку статистика, которая не столько снесла голову, сколько заставила в корне пересмотреть всю аксиологию ИТ-индустрии, а заодно — и усомниться в светлом будущем, якобы предопредёленном для технологических компаний самой реальностью нашего цифрового века.

Сначала поговорим о размахе тенденции. Оказывается, «составление кубышек» — не привилегия Apple, а общее место всей ИТ-индустрии! Судите сами:
- Microsoft по состоянию на 30 июня 2013 года сидела на $77 млрд наличмана: $3,8 млрд — живые деньги и $73,2 млрд — краткосрочные инвестиции. Важная цифра для дальнейших суждений: в 2008 году у компании было всего $20 млрд;
- Google восседает на мешке, набитом $16,16 млрд, и ещё $38,27 млрд имеет в краткосрочных ценных бумагах. В 2008 году у них было всего 16 млрд свободных долларов;
- Сisco насобирала $7,9 млрд нала и еще $42?7 млрд краткосрочных ценных бумаг. В 2008 году было $24,4 млрд — в два раза меньше;
- Oracle скопила $32,2 млрд ($14,6 млрд — нал и денежные эквиваленты, $17,6 млрд — КЦБ).

«Великую пятёрку» мы помянули не случайно: Microsoft, Google, Cisco, Apple и Oracle входят в десятку компаний Америки с самыми большими запасами наличности: $245 млрд на пятерых, что соответствует 19% всех свободных денег, находящихся в распоряжении корпоративной Америки ($1,29 трлн).

092_3

Итак, мы можем констатировать, что накопление наличных на протяжении почти двух десятилетий явилось секулярной тенденцией всего крупного ИТ-бизнеса. И Эбенезером Скруджем зажигает не одна Apple, но и вся остальная тусовка, которая годами не выплачивала дивидендов акционерам: Oracle раскошелилась впервые в жизни в 2011 году, Apple — в середине прошлого года (после 15-летнего перерыва), Dell также решила чутка поделиться со своими безропотными инвесторами летом 2012-го. Единственное исключение — Microsoft, регулярно делящаяся с акционерами в размере 2–2,8% от стоимости своих акций.

В последние годы накопительная тенденция оказалась сломлена, и крупный ИТ-бизнес стал потихоньку сокращать наличные капиталы. Думаете, он проснулся к жизни и стал энергично вкладываться в НИОКР, совершенствование технологий, подготовку очередных революционных прорывов в том, как человечество взаимодействует с вычислительной техникой?

Боже упаси! Помимо уже помянутых выплат дивидендов, любимым спортом ИТ-акул стал выкуп собственных акций, находящихся в публичном обращении: Microsoft в 2011 году потратила на изъятие своих бумаг из оборота $11,5 млрд, в 2012-м — $4 млрд, в 2013-м — $4,6 млрд (всего — $20 млрд); Oracle в начале 2013 года выкупила акций на $12 млрд; Qualcomm — на $5 млрд; EMC — на $6 млрд, IBM — на $5 млрд; Apple, как водится, и тут переплюнула всех, объявив в апреле о феноменальном buyback — на $60 млрд!

092_4

Что же касается «творческого» вложения свободных капиталов, то здесь вся фантазия заканчивается на слияниях и поглощениях. Крупнейшие сделки 2013 года: Yahoo! купила Tumblr за $1,1 млрд; Google отдала за Waze такую же сумму; Priceline съела Kayak Software за 1,8 млрд; Berkshire Partners купила Lightower Fiber Networks за $2 млрд; ASML Holding приобрела Cymer за $3,7 млрд.

Но даже такие крупные сделки не могут изменить тенденцию: объёмы слияний и поглощений вышли в 2013 году на самый низкий уровень за последние четыре года. Только за период с 2012-го по 2013-й снижение как по числу сделок, так и по их стоимости составило около 50%.

Почему же ИТ-индустрия так бездарно использует свои колоссальные финансовые возможности? Почему не использует миллиарды свободных наличных денег на… ну, я не знаю… создание новых рабочих мест или все те же банальные научные исследования?

С рабочими местами ситуация в ИТ-индустрии — полнейший швах: в 2002 году в Соединённых Штатах (бастион мировой ИТ-мысли) и в Западной Европе было около 3 миллионов рабочих мест в области информационных технологий. По оценкам The Hacket Group, к 2017 году эти места сократятся в два раза! То есть будут уничтожено полтора миллиона айтишных позиций! Неслабое такое развитие отрасли.

092_5

Расклад этой дегенерации весьма показателен: за отчётный период (2002–2017) будет создано 620 тысяч новых позиций, 1,2 миллиона ИТ-jobs сократятся за счет «productivity gains» (повышения производительности) и еще 950 тысяч рабочих мест переместятся в офшорные зоны (львиная доля уйдет в Индию).

Динамика ясна, за исключением «повышения производительности». Что это за зверь такой, съедающий будущее техногиков? Первое, что приходит в голову, — прямая аналогия с промышленным производством. Был сборочный цех, в нем работало 100 рабочих, поставили станки и сократили число рабочих до 30, модернизировали станки — сократили до 10, ещё модернизировали — осталось три человека, сидящие за пультом управления и следящие, чтобы умные машины не вышли из строя.

«Повышение производительности» в ИТ-индустрии носит, однако, весьма специфический характер и связано с так называемым eradication of IT roles, уничтожением ИТ-функций. То есть рабочие места ликвидируются не в связи с модернизацией технологий (как в нашем вульгарном примере со станками), а из-за отмирания определённых видов деятельности.

Каких видов? Главное сокращение айтишных позиций происходит в двух местах: application maintenance and development (поддержка и развитие приложений) и infrastructure support (поддержка инфраструктуры).
Что это означает? Именно то, что вы только что услышали: происходит, во-первых, глобальное сворачивание разработок софта, во-вторых, «схлопывание» всей ИТ-отрасли.

092_6

Итак, пора подводить итоги. Крупный ИТ-бизнес сидит на колоссальных наличных деньгах, с которыми не знает, что делать. Причина незнания вовсе не психологической природы (жадность, недалекость ума и т. п.); она в объективном угасании отрасли, которая на наших глазах превращается из авангарда технологической мысли в замшелую, скучную рутину отработанных алгоритмов.

Управление сетями, модерирование, администрирование, развертывание программного обеспечения, обучение операторов рабочих мест и вся прочая былая экстраваганца ИТ сегодня превратилась в отработанное до автоматизма ремесло, для обслуживания которого и поддержания в нём жизни требуется минимальное число ремесленников. Продажи идут, деньги накапливаются, качественного развития — нуль, революционных открытий — нуль, лишь удвоения пикселей и гигагерцев). Как следствие — сворачивание НИОКР, радикальное сокращение штатов.

На наших глазах неприметно случилась банализация героя. Магия ИТ осталось в «Матрице» 15-летней свежести. Светлое будущее придётся искать в каком-то другом месте.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

О ЧЕМ И КАК ГОВОРИТЬ НА КАНАЛАХ IRC

27.07.2013

Эта сеть дает вам возможность получить то, что не удается получить, не вырвавшись из реального круга знакомых. Здесь вам предоставляется возможность познакомиться с более широким кругом людей, показать...

ЮРИС ГУЛБИС, LATTELECOM: "МАСКИ-ШОУ С ИЗЪЯТИЕМ СЕРВЕРОВ У НАС НЕ БЫЛО"

3.11.2013

Главный исполнительный директор и председатель правления компании Lattelecom - о запуске передового дата-центра Dattum, интересе к нему украинских компаний, защищенности от "наездов" и вопросах сертификации ДЦ.

FOURSQUARE: РЕКЛАМА ПО ВЫЗОВУ

14.12.2013

Еще 25-30 лет назад жители развитых стран не могли и подумать о том, чтобы раструбить на весь мир о своем точном местонахождении, наоборот, такая информация считалась конфиденциальной. Сейчас миллионы человек разглашают через онлайн-сервисы Foursquare, Gowalla, Google Buzz эти сведения добровольно, при этом соглашаясь получать рекламу.

ОБЗОР КЛИЕНТА ICQ 7.7

6.08.2013

На данный момент самой «свежей» версией «аськи» является ICQ v7.7. От многих альтернативных пейджеров (QIP, Miranda) оригинальная версия отличается своим ярким дизайном, интересными играми, визитными карточками, аватарами, украшательствами и т.д. «Ася» сделана больше для молодых людей, активно пользующимися Интернетом для общения.