ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

АЛЕКСАНДР ПАЛЛАДИН: PR ПО-КРУПНОМУ

20 Августа 2013
 Имя Александра Палладина, до недавнего времени возглавлявшего пресс-службу российского представительства корпорации Intel, а ныне занимающего аналогичный пост в компании Cisco, одинаково известно как миру IT, так и специалистам public relations, выносящим из его огромного опыта немало полезного и для себя, и для своей профессиональной деятельности. Итак, Александр Палладин о PR и об успехе.

— PR в России больше, чем PR, или ровно столько, сколько значит эта аббревиатура изначально? Прижилась ли культура связей с общественностью в России в чистом виде или обрела «национальный колорит»?

— Безусловно, в России профессия public relations, в том виде, как ее практикуют наши западные коллеги, прижилась. Хочу заметить, что специалисты, занимающиеся связями с общественностью, существовали в нашей стране и раньше. Так, в шестидесятые годы прошлого столетия в СССР было создано Агентство печати «Новости», которое занималось пропагандой советского образа жизни за рубежом. Именно там я приобрел первые навыки работы в сфере public relations. Должен сказать, что уровень квалификации сотрудников АПН был достаточно высок. Так или иначе, public relations в их современной ипостаси стали полноправным видом деятельности и в нашей стране, став неотъемлемой частью ведения цивилизованного бизнеса. Более того, многие российские вузы, начиная с МГУ, открыли отделения при факультетах журналистики, где готовят специалистов PR. Национальной особенностью этой профессии в нашей стране стало то, что самым распространенным — и самым крупнобюджетным — стал политический PR. К сожалению, там существует целая система всевозможных «откатов», «заказухи» и тому подобных методов работы, создающих дополнительные сложности тем, кто практикует так называемый «белый» PR.

— Многие представители новых направлений в бизнесе жалуются на недостаток квалифицированных кадров. Существует ли подобная проблема в области PR? Насколько сложно бывает сформировать команду?

— Да, существует немало проблем, осложняющих работу пресс-служб. Одна из них связана с тем, что большинство ныне действующих специалистов public relations не имеют личного опыта работы в журналистике, знают этот род деятельности понаслышке. Другая проблема — отсутствие элементарной грамотности. Я регулярно получаю по электронной почте предложения услуг из PR-агентств, чьи представители слово «агентство» пишут, как оно слышится, — без буквы «т». Такие письма я даже не читаю. Наконец, многим нашим пиарщикам не хватает грамотности в том, что касается основы основ успешной работы в сфере PR – подготовки информационных материалов. Порой приходится за них переписывать даже самые элементарные тексты вроде приглашений на пресс-конференции (кстати, кое-кто из коллег почему-то именует такие документы... пресс-релизами). Получается, что свою роль такие специалисты public relations видят лишь в том, чтобы обеспечить должную явку журналистов на пресс-конференции.

— Над чем работает PR-отдел крупной, с мировым именем компании при отсутствии необходимости информировать общественность о ее существовании и о качестве выпускаемой продукции, то есть в то время, когда бренд уже создан и работает эффективно (как кажется со стороны) сам по себе?

— Добиться узнаваемости бренда — только полдела. Для эффективной работы необходимо постоянно, изо дня в день, поддерживать его популярность и доброе имя. Ведь достаточно любой знаменитости на три-четыре месяца уйти в тень, исчезнув из эфира и с газетно-журнальных полос, как о ней мигом забудут. На протяжении всех 11 лет работы в Intel и сейчас, прийдя в Cisco, своей основной задачей я считал и считаю необходимость регулярно снабжать СМИ разнообразной информацией о деятельности своих работодателей. В результате бренд Intel стал одним из самых популярных в России. В январе московское агентство Webscan Global Technologies опубликовало ежегодный рейтинг-лист 2350 наиболее известных брендов, присутствующих на российском рынке в самых разных отраслях человеческой деятельности — от промышленных предприятий до спортивных клубов, — по результатам их упоминаемости в 800 с лишним интернет-изданиях нашей страны. В этом списке компания Intel заняла третье место, уступив пальму первенства лишь «Газпрому» и «Юкосу» (последнему — в силу известных обстоятельств).

— Есть ли специфика представительства IT компании в России или мероприятия отечественных представительств схожи с западными?

 — Обе компании, с которыми я имел до недавнего времени и имею честь работать сегодня — Intel и Cisco, — являясь общепризнанными лидерами мировой IT-индустрии, исповедуют прагматический и вместе с тем мудрый подход к методам работы своих представительств в разных регионах планеты. Наряду с общими для всех сотрудников корпоративными правилами они учитывают в своей деятельности местные особенности и традиции. Это, безусловно, помогало и помогает мне и моим сослуживцам в повседневной работе с отечественными СМИ. Ведь любого журналиста в любой стране в первую очередь интересует информация с местной «начинкой».

— Как вы пришли в эту профессию и почему выбрали именно ее, в то время как все ваше поколение мечтало быть космонавтами и биологами?

- Я родился и вырос в семье журналиста, считаю себя потомственным журналистом и с самого раннего возраста испытывал пиетет именно к этой профессии. Родители всячески поощряли это мое пристрастие. Отец многому меня научил, в нашем доме часто бывали яркие мастера пера. Именно поэтому, окончив ин’яз, я поступил в аспирантуру факультета журналистики, а вскоре приступил к практической деятельности журналиста-международника. В 1990 году я получил предложение возглавить службу информации первого и последнего президента СССР. В Кремле я проработал до начала новой эпохи в истории нашей страны, после чего решил освоить новую профессию — PR, ибо международная журналистика, как жанр, в нашей стране стала на глазах умирать. Сравните сами: в пору моей работы в «Известиях» эта газета пользовалась услугами 43 корреспондентов по всему миру, а сейчас их число сократилось до 5 — 6 человек. Словом, я устроился в московское PR-агентство, где трудился до того момента, как российское представительство компании Intel не объявило летом 1994 года тендер на оказание услуг по public relations. Наше агентство этот тендер выиграло, и до начала следующего года я работал с Intel в качестве account manager, после чего получил предложение сформировать и возглавить пресс-службу в московском офисе этой компании. Одиннадцать лет спустя я почувствовал, что в Intel достиг потолка, и решил перейти в Cisco, где мне поручено сделать то же самое, т.е. создать с нуля пресс-службу при представительстве этой компании в России и других странах СНГ. Добавлю, что моя вторая профессия — public relations — доставляет мне удовольствие, сравнимое только с журналистикой.

— Какими характеристиками должен обладать человек, чтобы быть успешным и эффективным в области PR?

 — Как это ни банально, главное требование, предъявляемое к специалисту PR, — элементарная общительность. Он должен быть интересен собеседнику, уметь налаживать и поддерживать деловой и личный контакт с теми, с кем ему, по роду профессиональной деятельности, необходимо общаться. Второе — это эрудиция, творческий подход и чутье на информационные поводы. А третье — та компетентность, о которой я уже говорил. При этом вовсе не обязательно быть специалистом в области профессиональной деятельности работодателя (или заказчика). Я, например, несмотря на многолетний опыт работы в Intel и Cisco, до сих пор не чувствую себя знатоком высоких технологий. PR-специалисту гораздо важнее понимать смысл и особенности действий организации, чьи интересы он представляет, и уметь доносить эту информацию — в устной и письменной форме — до журналистов. Владение словом особенно важно для пиарщиков, которые работают на заказчика, специализирующегося, скажем, на таких вещах, как информационные технологии. Для тех журналистов, кто не работает в специализированных изданиях, такой PR-специалист — вроде суфлера, без его помощи многие журналисты, даже самые добросовестные, могут наделать ошибок либо, дорожа своей репутацией, поостерегутся писать на малознакомые темы.

— Соответствуете ли вы этим требованиям? Каких успехов вы еще планируете добиться?

— Несколько месяцев назад, незадолго до ухода из Intel, я получил по электронной почте письмо от одного из основателей Intel Энди Гроува. Ознакомившись с подборкой статей о деятельности этой компании в российской печати, в своем письме он признал, что никогда прежде не видел столь впечатляющих публикаций об Intel. Для меня письмо живой легенды IT-индустрии стало высшей, самой лестной наградой моего собственного труда и труда моих коллег по пресс-службе Intel в странах СНГ. Вкупе с упомянутым ранее индексом цитируемости российскими интернет-изданиями это та планка, которую я сам себе поставил, прийдя работать в компанию Cisco. Разумеется, только время покажет, насколько эта цель достижима, но существенное повышение узнаваемости бренда Cisco, причем в скором времени, вполне реально. Залогом тому — высокий профессионализм того коллектива, где я теперь работаю.

— И последний, философский вопрос: что такое вообще успех?

— Для меня личный успех неотделим от успеха моих сослуживцев. Кроме того, мне не безразлично будущее моей страны. В этом смысле мне повезло связать свою судьбу с двумя великими, без всякого преувеличения, компаниями — Intel и Cisco, которые на наших глазах меняют к лучшему образ работы и жизни всего человечества, внося ощутимый вклад в развитие России, других стран СНГ. Их практическая и — что не менее важно — просветительская деятельность дает России шанс избавиться от «нефтяного проклятья», использовать знания и талант тысяч россиян на благо своей Родины.

Павел Бабушкин | 20.03.06

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

PAYPAL ОБРЕЧЕНА НА НЕУДАЧУ В РОССИИ

18.09.2013

Так считают российские игроки рынка электронных денег, которые  не видят в PayPal серьезного конкурента и прочат платежной системе трудный старт. На пресс-конференции «Электронные деньги 2011» представители «Яндекс.Денег», WebMoney и Qiwi рассказали, почему они пришли к такому выводу.

FACEBOOK ГОТОВИТ СЕНСАЦИЮ В ОТВЕТ НА ЗАПУСК GOOGLE+

4.12.2013

Снискавшая огромную популярность во всем мире социальная сеть Facebook должна на следующей неделе заявить о каком-то сенсационном нововведении

4 ПРИЧИНЫ НЕНАВИДЕТЬ TWITTER (И ВСЕ РАВНО ЗАВЕСТИ АККАУНТ)

12.11.2013

Все в популярном сервисе Twitter устроено так, чтобы легко было спамить, засорять ленты друзьям и врагам, быстро писать глупые мысли, а умные придерживать для Facebook. Именно так считает автор этой статьи. Но аккаунт в Twitter он завел совсем по другим причинам.

ОБЗОР TWITTER-КЛИЕНТА TWEETDECK

8.08.2013

TweetDeck является официальным клиентом для Twitter. Его популярность во многом объясняется простым и понятным управлением, а так же огромным количеством разнообразных полезных функций. Первое что бросается в глаза при запуске программы — это многоколоночный интерфейс. Именно благодаря ему многие пользователи Twitter предпочитают именно такой способ связи, нежели просто браузер.