ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

ВЛАДИМИР КЛИМИН : «ЗДОРОВЬЕ В РЕГИОНАХ: ЖИТЬ БУДЕМ!»

5 Ноября 2013

Тема номера — актуальные вопросы регионального здравоохранения. В рубрике «От первого лица» мы публикуем интервью с Министром здравоохранения Свердловской области Владимиром Климиным.  

  — Владимир Григорьевич, как Вы оцениваете изменения в целом в здравоохранении Свердловской области, произошедшие с того момента, когда Президент РФ объявил о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»?
     — Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что в здравоохранении произошли существенные количественные и качественные изменения. По результатам социологического опроса, который проводился в Свердловской области на предмет успешности национальных проектов, национальный проект «Здоровье» признан населением самым успешным. Изменения в здравоохранении касаются нескольких аспектов: количественно увеличилось оснащение медицинских учреждений, заработала программа по федеральным и областным надбавкам к заработной плате медперсонала, улучшилась кадровая составляющая, унифицировался процесс обучения. Также следует отметить, что в Свердловской области наряду с федеральными работает ряд региональных программ по здравоохранению: губернаторские, областные. Все эти факторы позволяют говорить, что качественная составляющая здравоохранения значительно улучшилась.

     — Какие средства были инвестированы в здравоохранение Свердловской области в 2007-2008 гг.?

     — Консолидированные средства здравоохранения в 2008 году составят 36 498 млн. руб. или 8 295,6 рубля на 1 жителя Свердловской области, что по сравнению с утвержденной Территориальной программой на 2007 год больше на 11 239 млн. руб. или на 44 %.

     — Какого рода факторы препятствуют или стимулируют развитие процессов информатизации в здравоохранении?
     — Хотелось бы отметить несколько факторов. Прежде всего, до недавнего времени в Свердловской области отсутствовала единая концепция информатизации, без которой трудно представить процесс развития здравоохранения.
     В отдельных учреждениях существовали информационные системы, но единой концепции не было. На сегодня разработана концепция информатизации здравоохранения, которая представлена на заседании Областного Правительства. Цель Концепции — оптимизация управляемости и эффективности системы здравоохранения Свердловской области для повышения доступности и качества медицинской помощи населению. Для достижения цели нужно решить следующие задачи: переход от разрозненных информационных систем и баз данных к комплексной сквозной интегрированной системе электронного здравоохранения области; создание и использование единых принципов и стандартов представления технологической и управленческой информации; рационализация схем передачи информации; внедрение программных средств и решений для специалистов здравоохранения всех уровней; управление ресурсами на основе применения информационных систем.

Как мы предполагаем их решать?
     Через улучшение технического состояния и ресурсного обеспечения информатизации здравоохранения — реинжиниринг; перевод существующих информационных систем на новые, современные платформы; подготовка кадров и особое направление — обучение медицинских работников, чтобы использование компьютера было обычным инструментом каждого медицинского работника; интеллектуализация анализа: надо сделать так, чтобы информация не только обрабатывалась, но и сигнализировала об узких местах и проблемах для срочного принятия решения; разработка и эксплуатация телекоммуникационных систем и важной их составляющей — телемедицинских сетей — для проведения консультаций отдаленным территориям и дистанционного обучения.
     Предполагается двигаться по двум направлениям: первое — подтягивание и выравнивание всех организаций здравоохранения до такого уровня, который позволит осуществлять автоматизированный учет и обработку информации; второе — опора на лидеров, то есть на медицинские организации, активно использующие в своей деятельности современные методы и средства информатизации с последующим широким распространением опыта их работы.

РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ ПОЭТАПНО. ЭТАПЫ ПОЙДУТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНО:

     1 ЭТАП:
     В этот период мы планируем сделать доступными для пользователей существующие базы данных и создание удобной системы анализа для управленцев.
     2 ЭТАП:
     Параллельно мы делаем корпоративную информационную систему медицинских и фармацевтических организаций, имеется ввиду оборудование
и программное обеспечение.
     3 ЭТАП:
     Для осуществления обмена информацией мы строим каналы связи.
     4 ЭТАП:
     Проведение массового распространения в медицинских организациях автоматизированных информационных систем и их совершенствование.


     Конечным результатом реализации Концепции должно стать создание системы электронного здравоохранения как эффективного высокотехнологичного компонента управления отраслью, которое включает: многоуровневые информационные, в том числе интеллектуальные, системы, обеспечивающие современный уровень информационного обмена; электронный документооборот; дистанционное обучение; корпоративную телекоммуникационную медицинскую сеть Свердловской области; комплексную систему персонифицированного сбора информации; информационную безопасность организаций здравоохранения области, каналов передачи и хранения персонифицированной информации.
     Предполагаемый управленческий эффект от реализации Концепции — повышение качества подготовки управленческих решений на основе достоверной, точной, своевременной информации и адекватных средств ее анализа и представления.
     Предполагаемый медицинский эффект от реализации Концепции следующий: своевременная и качественная диагностика заболеваний, контроль качества помощи; повышение доступности медицинской помощи в том числе для отдаленных территорий, с помощью технологий телемедицины; создание электронной истории болезни пациента.
     Предполагаемый социальный эффект от реализации Концепции: информированность пациентов о состоянии своего здоровья и данных им рекомендациях, сотрудников о работе лечебного учреждения, а управленцев о состоянии отрасли.
     Экономический эффект от внедрения концепции предполагается получать за счет повышения качества управленческих решений, за счет рационально подготовленной, достоверной и оперативной исходной информации, экономии от упорядоченного рационального использования бюджетных средств всех уровней, реализации информационных и телекоммуникационных технологий, перехода от бумажной информатики к электронной и т.д.
     Мы уверены в практической пользе реализации Концепции и получении положительных результатов. Это насущная необходимость, какой бы громоздкой, избыточной она нам сейчас не казалась. Без нее невозможно управление отраслью на современном уровне.

     — Во всем мире все большее распространение получают системы телепатроната и телемониторинга. Насколько эти решения востребованы в Свердловской области?
     — Телемедицина развивается и работает не только в Областной клинической больнице, но в ряде других муниципалитетов. Например, в Ирбите система телеконференций используется при оказании помощи конкретным больным. Может быть, развитие такого рода систем идет не так интенсивно, как хотелось бы, но процесс идет. Я знаю, что федерация планировала сделать развитие телемедицины, в том числе телемониторинга, сегментом национального проекта.

     — В 2006 году был разработан и утвержден первый в России стандарт в области информатизации здравоохранения — стандарт электронной истории болезни пациента. Как вы оцениваете значение принятия этого стандарта?

     — Это серьезный шаг, который снижает нерациональную и неэффективную загрузку деятельности врачей. При наличии программных средств это повысит эффективность и производительность их труда. Несколько месяцев назад я был с визитом в Германии, где посетил боль-ницу, полностью основанную на электронных средствах, где применяются электронные истории болезни, электронная запись. Но хотелось бы обратить внимание на такой момент: ни одна страна мира сегодня не воспринимает электронные документы как юридические, поэтому при выписке больным помимо дискеты выдается еще и бумажный носитель.

     — Как вы считаете, какие изменения в нормативно-правовой базе необходимо осуществить в первую очередь для активного развития ИТ-технологий в медицине?
     — Я бы сказал, что здесь имеет смысл говорить не столько о законодательных проблемах, сколько экономических, потому что данная сфера требует серьезных финансовых вложений. Конечно, в законодательной базе есть федеральные нормативные акты, которые следует адаптировать или изменить, но в целом серьезных законодательных проблем я не вижу. Единственный момент касается электронной медицинской карты. Данные, которые в ней содержатся, должны охраняться законодательно. Я считаю, прежде, чем внедрять любую информационную технологию, следует сначала разработать систему охраны данных.

     — Как вы относитесь к положению о замене социального пакета денежной компенсацией?
     — Я противник того, чтобы натуральные льготы заменялись денежной компенсацией. В основе принципа программы ОНЛС лежит страховой принцип: 100 человек участвуют в программе, 30 из них являются потребителями, а 70 — платят. Система должна быть финансово достаточной. А когда в субъектах больше половины тех, кто не потребляет лекарства, вышли из программы, забрав с собой деньги, нарушается страховой принцип. В итоге в программе остались только те люди, которые потребляют лекарства в ежемесячном режиме, а финансовых средств на покрытие этого потребления, недостаточно. Все это существенно повлияло на обеспечение программы и добавило проблем тем, кто ее реализует.

     — Как вы оцениваете Федеральный Закон №94 (о закупках лекарственных средств для амбулаторного лечения льготников)?

     — Этот закон ограничивает наши возможности. В социальной сфере вообще и в сфере закупа лекарств в частности, иногда приходится решать вопросы очень быстро, а условия, прописанные в Законе, не позволяют нам производить закупы оперативно. Если мы нарушим положения закона, антимонопольная служба отменит условия конкурса. Я считаю, в социальной сфере необходимо, чтобы законодательные нормы были более мягкими, а главенствующий принцип сочетал не только дешевизну, но и качество, как это происходит во всем мире.

     — Каковы планы местного здравоохранения в области информатизации на ближайшие год-два?

     — Самое главное — реализовать намеченные этапы внедрения концепции информатизации.

     Наталья Смирнова

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

FACEBOOK СДЕЛАЕТ ТЕХНОЛОГИЮ FACE.COM ЗАКРЫТОЙ

24.07.2013

Всего спустя месяц после покупки компании Face.com, социальная сеть Facebook приняла решение о закрытии API, которым самым активным образом пользовались многие сторонние разработчики.

UNITY ЗАЙМЕТСЯ ИЗДАНИЕМ И МОНЕТИЗАЦИЙ МОБИЛЬНЫХ ИГР

30.08.2013

Кросс-платформенный сервис для создания игр Unity продолжает укреплять сотрудничество с разработчиками и предлагает новые мобильные сервисы. ...

АНОНСИРОВАН СМАРТФОН С ФУНКЦИЕЙ СЪЕМКИ ВИДЕО В 4K

13.09.2013

Компания Acer представила аппарат Liquid S2. Он является первым смартфоном, способным снимать видео в разрешении 4K, говорится в пресс-релизе Acer, опубликованном на сайте Engadget. Видеосъемку в 4K (3840 на 2160...

ПАВЕЛ МИЗЕВ: PHILIPS XENIUM НРАВИТСЯ УКРАИНСКИМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

12.09.2013

О планах развития сегмента мобильных телефонов Philips в Украине, последних новостях и новинках говорим с бренд-менеджером представительства компании.