ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

MOBILE-ДАЙДЖЕСТ

ЧТО НАМ РАССКАЗЫВАЕТ КИТАЙСКИЙ РЫНОК ПЛАНШЕТОВ О ЖИЗНИ ВООБЩЕ И ОБ APPLE В ЧАСТНОСТИ

26 Августа 2013

О финансовой отчётности последнего квартала Apple я уже достаточно рассказал читателям нашего портала («Старина Икан, Apple и пропасть на горизонте», «Двойной блеф светлого будущего, которого не будет») и «Бизнес-журнала» («Яблоко на распутье» — выйдет на бумаге в сентябре). Тем не менее мне до сих пор кажется, что мой case постоянно требует всё новых и новых доказательств и подтверждений: слишком уж радикально звучит гипотеза о том, что звёздный час культовой компании из Купертино прошёл и впереди её ожидает тоскливая судьба Microsoft, которая, кстати, всегда напоминала мне однояйцового близнеца корпоративного детища Стива Джобса (тема эта — тайная близость и связи двух компаний, пролегающие гораздо глубже общей монопольной парадигмы и тесного финансового взаимодействия — заслуживает серьёзной монографии).

Таким — noch ein — доказательством явилась для меня аналитическая записка IDC о состоянии китайского рынка планшетов. Почему именно это сочетание — «Китай + планшеты» — является, на мой взгляд, одновременно и универсальным, и ключевым фактором ИТ-рынка? В силу трех обстоятельств: во-первых, Китай — это самый крупный (следовательно — и самый вожделенный) рынок Apple за пределами Соединённых Штатов; во-вторых, на китайский рынок планшетов мечтают и желают попасть абсолютно все производители соответствующего железа — от Microsoft до Samsung; в-третьих, планшетный рынок в обозримом будущем останется наиболее перспективным из всей ИТ-гаджетарии (думаю, даже перспективнее смартфонов, поскольку обременён ещё и миссией «убийцы PC»).

Начну с короткого перечисления цифр. Исторически Apple доминировала на рынке планшетов Китая, что не удивительно: ведь именно iPad был тем мобильным гаджетом, который произвёл революцию в мире, похоронив, как оказалось, не только ультрабуки, но и всю индустрию персональных компьютеров. Так вот: согласно статистике IDC, поставки планшетов Apple в Китай сегодня сократились с 50% от всего рынка до 28%. Причем сокращение это случилось — держитесь крепко! — всего за один квартал: с трёх до полутора миллионов штук.

Теперь начинается самое интересное. Говорит ли о чём-либо существенном эта — визуально убийственная — цифра сокращения поставок? Говорит, но вовсе не о том, о чём вы подумали :-). Apple значительно сократила поставки во втором квартале, потому что готовится реинвентаризация! То есть смена модельного ряда: на подходе новые «Айпады и «Айпады»-мини, анонсы которых ожидаются уже в начале осени.

Чтобы у вас не оставалось никаких сомнений на этот счёт, подкину другую цифру: во втором квартале только годом ранее Apple поставила в Китай всего 1,2 миллиона планшетов! То есть налицо рост поставок с учётом сезонности бизнеса. А это никакой не минус, а плюс, особенно в глазах акционеров компании. Уж не этот ли рост склонил Карла Икана к покупке акций AAPL аж на полтора миллиарда долларов? Шутка :-).

Что же тогда мне не нравится в положении Apple на китайском рынке планшетов? Откуда я черпаю «чернушную фактуру» для своих мрачных пророчеств? А вот откуда:
086_1

На первый взгляд может показаться, что мне не нравится динамика роста поставок Apple в сравнении с другими брендами: Lenovo поставки удвоила, а Samsung — так вообще учетверила. Неприятно, конечно, что последняя так резко прибавила, но все же не смертельно: доля корейского архиврага на китайском рынке планшетов, даже после головокружительного роста, всего 11%. У Lenovo — самого крутого аутохтонного бренда — 8%.

Курьёза ради оглашу продажи Microsoft — менее 1% всего рынка. Обе модели — Surface RT and Surface Pro — поставили в квартале в чисто ритуальном количестве: 37 тысяч штучек. Аккурат чтобы хватило для раздачи на презентациях почётным гостям и чиновникам — снова шутка :-).

086_2

Идем дальше. Перемещаем взгляд на правый край таблицы и видим — о чудо! — разгадку тайны: поставщики, объединенные IDC в Others, не только утроили объёмы за год, но и вышли на рекордные цифры продаж — 2,6 миллиона планшетов! Это соответствует 46% всего рынка, то есть примерно той доле, которая когда-то была у Apple, но затем утекла промеж пальцев.

Выходит, достижения Apple похоронили аутохтонные ноунеймы? Разумеется, под Others понимаются именно эти бесчисленные китайские производители реплик, копий, дешёвых поделок и прочего бюджетного мусора. В качестве образца триумфальных Others называют, скажем, вендора Onda, чей планшетный флагман с четырёхъядерным процессором, 8-дюймовым экраном и 5-мегапиксельной камерой продается за 699 юаней (113 долларов).

С такими, разумеется, не поконкурируешь, поэтому стоит ли удивляться, что в нищей стране рынок захватили бюджетные Others, стоило им только наладить массовое производство? А никто и не удивляется. То, что Apple, первопроходцу планшетов, рано или поздно пришлось бы потесниться по показателям абсолютных цифр продаж, было ясно с самого начала.

А что же тогда не ясно? Не ясна динамика! Неприятная и разоблачительная динамика, говорящая гораздо больше, чем цифры в абсолютном выражении. Совершенно не важно, что ноунеймы продали 2,6 миллиона планшетов, а Samsung — чуть более 500 тысяч. Важно, что Lenovo поставки удвоила, Others при своих колоссальных объёмах — утроила, а Samsung — вообще учетверила! При этом поставки Apple увеличились лишь маргинально.

И сезонная конъюнктура (подготовка к обновлению модельного ряда) здесь ни при чём. Потому что годом назад была точно такая же подготовка, и цифры поставок точно так же понизились относительно первого квартала. Осенью прошлого года вышли iPad mini и iPad 4 — и что же? А ничего: доля рынка ополовинилась, а рост поставок отражает лишь социальную демографию населения.

Последний момент, думаю, очевиден: продукция Apple с самого начала была нишевой, эксклюзивной и элитарной (за пределами США — эту специфику мы уже многократно обсуждали). «Айпады» (как и «Айфоны») покупали только те китайцы, которые могли себе это позволить в финансовом отношении (пусть бы и ценой продажи почки). Полагаю, Apple замечательно всё считает, учитывает факторы социальной демографии (рост благосостояния населения, если говорить проще) и просчитывает наперед свои продажи. Эти расчёты и отражают динамику: год назад было 1,2 млн планшетов, сегодня стало 1,5 млн. Вот и вся динамика.

Что же мне не нравится?! Рост продаж ведь есть! Инвесторы радуются. Карл Икан доволен. Чего не хватает? Не хватает самого главного — уникального драйва, на котором компания из Купертино только и сумела подняться над маргинальным небытием 1995–2003 годов и добиться уникальной капитализации. Имя этого драйва — шок!

Всем своим величием, всем успехом Apple обязана исключительно встряскам и потрясениям, которые случались у мировой консьюмерской паствы регулярно, на каждом праздничном представлении компанией своих новых продуктов. Выходил на сцену Стив Джобс в джинсиках и водолазочке и вынимал из заднего кармана нечто такое, от чего у всех отвисали челюсти. Эдакий пелевинский WOW-эффект в дистиллированном виде.

Именно этот эффект и двигал продажи — что в Китае, что в США, что в любой другой точке мира. Именно этот эффект создал Apple капитализацию выше нефтяных гигантов.

И где это всё сегодня? Выходит такой же худощавый, долговязый и оджинсенный Тим Кук на встречу и вынимает из заднего кармана… дулю в обёрточной бумаге с видоизмененными блёстками!

Один раз это может сойти за моветон и курьёз.

Два раза — вызывать недоумённое пожатие плечами.

Но когда это становится нормой, мы получаем, что получаем: скучные зевки и динамику продаж, ничего не отражающую, кроме социальной демографии.

А всё вместе называется корпоративной катастрофой, которая случается всякий раз, когда креативную компанию возглавляет тоскливый управленец с дипломом MBA из Университета Дьюка.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ОФИЦИАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЕН СМАРТФОН MOTO G С НЕВЕРОЯТНЫМ СООТНОШЕНИЕМ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА

13.11.2013

Только что был представлен новый смартфон Motorola под названием Moto G. Большая часть характеристик стала известна уже в первых числах этого месяца. Поэтому начнём с их повторения. Устройство выполнено в едином стиле с флагманским Moto X.

В ЯПОНИИ ЗАВЕРШИЛИСЬ ВЫБОРЫ В ВЕРХНЮЮ ПАЛАТУ ПАРЛАМЕНТА

22.07.2013

На нынешний момент еще идет подсчет голосов, однако есть предварительная информация о том, что имеет преимущество по голосам правящая коалиция, состоящая из партии «Новая Комэйто» и «Либерал-демократической партии». Коалиция...

ОБЗОР КЛИЕНТА ICQ 7.7

6.08.2013

На данный момент самой «свежей» версией «аськи» является ICQ v7.7. От многих альтернативных пейджеров (QIP, Miranda) оригинальная версия отличается своим ярким дизайном, интересными играми, визитными карточками, аватарами, украшательствами и т.д. «Ася» сделана больше для молодых людей, активно пользующимися Интернетом для общения.

КАК ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНЫЙ ВАУЧЕР SKYPE

25.10.2013

В начале стоит отметить что такое ваучер Skype. Ваучер-это код, состоящий из символов и служит для того, чтобы ввести его в своем аккаунте и тем самым пополнить свой счет Skype на сумму, равную номиналу вашего ваучера, т.е. если ваш ваучер на 5 евро, то ваш счет пополнится на 5 евро.