ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

INTERSYSTEMS: ФОРМУЛА УСПЕХА В IT-МЕДИЦИНЕ

14 Сентября 2013

В чем состоят различия в информатизации российского и зарубежного здравоохранения? Кто способен эффективно реализовать ИТ-проекты в отечественной медицине? С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня в реализации медицинских IT-проектов? Как принять верное решение при выборе комплексной медицинской информационной системы? Об этом и многом другом — в интервью директора по развитию бизнеса филиала компании «InterSystems» в России, странах СНГ и Балтии Виталия Кондратенкова.

     — На рынке здравоохранения InterSystems работает уже три десятилетия. Расскажите более подробно о работе в России.
     — С самого начала деятельность компании InterSystems была связана со здравоохранением. Хотелось бы отметить, что и сегодня рынок здравоохранения для компании остается одним из самых важных.
     В России компания InterSystems в лице своего представительства, в том числе и в здравоохранении, появилась более 10 лет назад. До этого работа строилась через небольшую сеть партнеров. Сегодня их число перевалило за сотню.
     Бизнес-модель InterSystems во всем мире одинакова. Это — лучшие инструменты для лучших профессионалов (в своей отрасли, на своей территории и т.д.).
     До 80-85% оборота компании «дают» наши партнеры. Они сочетают глубокие знания наших инструментальных средств — СУБД Cache интеграционной платформы Ensemble, HealthShare — инструмента для создания управленческих и лечебных территориальных и государственных ИС в здравоохранении и др. — с глубокими знаниями прикладной сферы, подчас не уступающими знаниям специалистов, многие годы работающих в ней.
     По этой же модели мы строим свою работу как в целом в России и странах СНГ, так и в конкретной отрасли здравоохранении.
     В соответствии с бизнес-моделью InterSystems российский филиал не стремится расти количественно. Главное — это высокая квалификация наших специалистов, которая позволяет поддерживать и развивать на высочайшем уровне потенциал наших партнеров, обеспечивая тем самым как их рост, так и рост филиала.
     Сегодня с нами в медицине и, если взять шире, в социальной сфере работают до 20 партнерских организаций. Не будем их перечислять, чтобы никого не забыть, да и перечисление компаний, работающих в этой сфере, заняло бы слишком много места, особенно, если еще и привести их полные «послужные списки».
     Скажем только, что они разработали, внедрили и продолжают развивать и внедрять свои прикладные ИС в таких учреждениях, как ведущие ЛПУ страны, аптечные сети и системы лекарственного обеспечения ряда субъектов и муниципальных образований, учреждения соцзащиты населения и медико-социальной экспертизы, службы крови, агентства и службы труда и занятости. Активно внедряется резервная система персонифицированного учета ПФ РФ (федеральный проект, охватывающий всех субъектов РФ). В ряде субъектов начинают создаваться и региональные ИС здравоохранения и социальной сферы.
     Общее число автоматизированных в рамках этих систем рабочих мест в стране, по нашим оценкам, перевалило за сто тысяч. Много это или мало? В масштабах такой страны, как Россия, конечно, это немного, но это только стартовые рабочие места, автоматизация которых началась в таком масштабе всего два-три года назад.


     — Насколько существенны различия в основных этапах развития информатизации российского и зарубежного здравоохранения?
     — Принято считать, что информатизация зарубежного здравоохранения намного опережает российскую. Если посмотреть на глубину информатизации конкретных ЛПУ и широту охвата ЛПУ информатизацией, то это действительно так.
     Однако не будем забывать о том, что до последнего момента информатизация здравоохранения за рубежом носила «островной» характер. ИС создавались для конкретных ЛПУ, лабораторий, в лучшем случае, для ведомственных сетей ЛПУ (пример: система клиник Организации ветеранов, госпиталей Министерства обороны в США и т.п.). Безусловно, эти ИС существенно улучшают работу конкретных учреждений здравоохранения, улучшая, тем самым, и лечебные процессы в них.
     Тем не менее, как только встает вопрос о комплексном показателе — улучшении здоровья нации, то оказывается, что мы в России не только не отстаем от стран, активно использующих ИС в отдельных ЛПУ, но и опережаем их в национальном масштабе.
     У нас не потеряна управляемость здравоохранения и социальной сферы. Продолжают работать хорошо структурированные управленческие структуры: министерства, департаменты, отделы и т.д.
     Зарубежным странам надо не только автоматизировать управление здравоохранением, но и создавать управленческие структуры. А этот процесс намного сложнее, требует большего времени, чем просто автоматизация.
     Нам надо лишь активно взяться за информатизацию управленческих структур. Безусловно, не забывая и об информатизации всех процессов оказания врачебной помощи в ЛПУ, в данном муниципальном образовании и, далее, в субъекте федерации или ведомственной сети ЛПУ.
     При таком комплексном подходе — параллельная информатизация лечебной и управленческой сфер — России удалось бы достаточно быстро сократить существующий разрыв в степени информатизации с другими странами.

     — В Астраханской области осуществляется построение единой системы информатизации здравоохранения, которая создается в рамках проекта комплексного развития здравоохранения региона на 2008-2010 годы. Программа ЕИС Астраханской внедряется на основе продуктов компании «InterSystems». Расскажите о сотрудничестве с администрацией Астраханской области в рамках этого проекта.

     — Астраханская область на сегодняшний день как раз является одним из тех регионов, в котором началась реализация комплексного подхода к информатизации здравоохранения. Параллельно идут работы в ЛПУ области, а это областные и городские клинические больницы, специализированные клиники и поликлиники, ЦРБ и ФАПы, работы по созданию единого информационного пространства здравоохранения региона с перспективой его распространения на всю социальную сферу области.
     Работы ведутся в рамках Генерального соглашения о сотрудничестве, заключенного осенью прошлого года между областной Администрацией и InterSystems.


     — С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня в реализации системных IT-проектов в медицине?
     — Трудности нам всем хорошо известны, и об этом уже говорилось неоднократно: недостаток финансовых средств.
     Кроме того, зачастую новизна проекта, а также современные методы его реализации могут вызывать даже у самых больших его энтузиастов чувство неуверенности в своих силах. Поэтому продвижение происходит порой медленными темпами.


     — Работает ли компания InterSystems так же активно, как в Астраханской области, и в других регионах РФ?
     — Да, конечно, это и Ямало-Ненецкий автономный округ, и Хабаровский край и ряд других регионов, в которых InterSystems и ее партнеры ведут активно работы по информатизации здравоохранения.


     — Согласно экспертному мнению, сегодня необходимо задуматься об интеграции ИТ, социальной сферы и сектора здравоохранения. У «Фонда поддержки и развития современных информационных технологий», одним из учредителей которого является InterSystems, есть проект «Социум». В чем его суть?


     — Этот проект достоин отдельного разговора. В общих чертах его идея основана на построении особой системы, в которой все организации социальной сферы были бы ориентированы таким образом, чтобы все свои усилия концентрировать на обслуживании конкретных нужд каждого человека. Такая система будет эффективно работать только в случае построения глубоко интегрированной информационной системы социальной сферы, не зависящей от ведомственной подчиненности отдельных учреждений этой сферы. Суда же примыкает и принцип «одного окна». Хорошо согласуется эта идея и с государственной услугой, разговоры о которой идут уже не первый год.
     В масштабах всей социальной сферы здравоохранение это — всего лишь один из секторов, где требуется еще много работы.
     На наш взгляд, отработка единых унифицированных подходов в одном из секторов социальной сферы позволит достаточно просто переносить их на другие сектора и масштабировать таким образом на всю социальную сферу.


     — Какова цель создания «Фонда поддержки и развития современных информационных технологий»?
     — Смысл – в интеграции, в объединении усилий среди поставщиков ИТ-услуг, партнеров InterSystems. Фонд сегодня обладает суммарным потенциалом — это 2000 первоклассных специалистов. Среди них и бизнес-аналитики, и проектировщики высокого класса, и разработчики, и технологи по внедрению проектов. Суммарные знания, накопленные организациями, входящими в Фонд ИТ, не просто складываются из сумм знаний его специалистов. Они умножаются на знания и опыт, полученные в ходе реализации серьезных проектов в муниципальном, региональном и федеральном масштабах.
     Можно смело говорить о том, что проекты, выполняемые ИТ-Фондом, не только современны, они еще обладают немаловажным в нынешнее время качеством: минимальные возможные риски.


     — Что, на Ваш взгляд, является ключевым критерием для выбора комплексной медицинской информационной системы (МИС)?
     — При выборе МИС всегда учитывается множество критериев. Это и глубина проработки функций системы, и ее адаптивность к изменению внешних условий и внутреннему развитию ЛПУ, и устойчивость работы МИС, которая подтверждается большим числом уже работающих с оцениваемой системой ЛПУ (желательно и в России, и за рубежом), и многими другими. И, конечно же, вопрос соотношения цены и качества — насколько улучшится лечебный процесс с учетом затрат при внедрении проекта МИС.


     — По мнению специалистов, ключевую роль в успехе комплексных медицинских информационных систем играет выбранная система управления базами данных. Расскажите об основных преимуществах Cache. Какую долю на российском рынке занимает компания InterSystems, если говорить о системах на СУБД Cache?
     — СУБД Cache возникла непосредственно в результате того, что медицина нуждалась в специализированной и профессиональной системе управления базами данных. Первым предназначением Cache было моделирование (или отражение в среде компьютера) структурно сложных, нечетких медицинских данных. Медикам нужны были средства, которые позволяли бы наилучшим образом отобразить в компьютере данные о человеке, его болезнях, лечебном процессе.
     Поэтому всегда осознанный выбор — за СУБД Cache. Отсюда и ее многолетний успех на рынке здравоохранения, отсюда и успех МИС, построенных на ее основе.
     Оценить долю систем на СУБД Cache на российском рынке сложно, поскольку у нас пока не имеется результатов систематических маркетинговых исследований. Но можно с уверенностью сказать, что она значительна.
     Кроме того, как показывает практика, в выборе СУБД очень многое зависит от руководства медицинского учреждения или ведомства. Если руководитель (как правило, это первое лицо) понимает, что современное медучреждение не может развиваться в направлении оказания все более качественных медуслуг без поддержки МИС, тогда и делается осознанный выбор.
     Хотелось бы также отметить, что в числе основных ошибок при анализе процесса автоматизации ЛПУ можно назвать такой фактор, как выбор МИС под давлением внешних обстоятельств, а не на основе собственного анализа и формулирования собственных потребностей.


     — Какое из учреждений, существующих сегодня в структуре Минздрава, на Ваш взгляд, способно решать вопросы развития региональной ИТ-инфраструктуры?
     — В качестве основной структуры можно назвать медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ). В некоторых российских регионах МИАЦы не только развивают информатизацию в здравоохранении, но и являются, по факту, головной ИТ-организацией, при этом они еще и успевают работать на рынке ИТ-услуг.
     Сегодня все зависит от первых лиц субъекта, регионального министерства здравоохранения и самого МИАЦа.
     На наш взгляд, функция информатизации должна быть «прописана» по всей вертикали организаций здравоохранения, начиная от федерального уровня вплоть до конкретных ЛПУ. Причем ИТ-подразделения, организации должны иметь очень высокий статус. Их руководители должны быть, как минимум, первыми заместителями в структуре регионального руководства. Тогда и МИАЦы, в рамках этих подразделений найдут свое место.
     При таком развитии событий, по большому счету, становится неважно, вольются ли МИАЦы в учреждаемые функциональные ИТ-подразделения или эти подразделения будут создаваться на основе МИАЦев. Повторимся, главное — статус и четкое определение функций.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

FACEBOOK ЗАБОТИТСЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

21.08.2013

Новая версия внутреннего сайта, целью которой является обеспечение безопасности пользователей, запущена социальной сетью Facebook.

ВЫШЕЛ DR. WEB ДЛЯ ANDROID 8.0

12.08.2013

Компания «Доктор Веб» представила восьмую версию своего антивируса для операционной системы Android. Основные нововведения версии 8.0 это улучшенная скорость работы приложения, поддержка многоядерерных процессоров, а также возможность назначения нескольких доверенных…

ЛЕОНИД СОКОЛИНСКИЙ: - «МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

24.07.2013

Двухуровневая система образования пришла в Россию в 90-х годах. В соответствии с основными принципами Болонского процесса, страны, которые участвует в нем, обязуются унифицировать свое образовании под единый стандарт. Иными словами, диплом, полученный в России, должен быть понятным в Германии или во Франции. Что изменилось с этих пор? Работает ли в наших ВУЗах эта система?

FACEBOOK БУДЕТ БОРОТЬСЯ С ФАЛЬШИВЫМИ «ЛАЙКАМИ»

29.07.2013

Основатель ведущей мировой социальной сети Facebook Марк Цукерберг заявил о том, что сервис будет максимально жестко решать проблему фальшивых «лайков»