ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
Ваш путеводитель в мире IRC и ИТ-технологий!

Мир IT стремительно меняется, следите за новинками в сфере IT вместе с нами. Главные новости и события мира информационных технологий, обзоры гаджетов и софта, мнения экспертов о новинках - на нашем сайте.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

INTERSYSTEMS: ФОРМУЛА УСПЕХА В IT-МЕДИЦИНЕ

14 Сентября 2013

В чем состоят различия в информатизации российского и зарубежного здравоохранения? Кто способен эффективно реализовать ИТ-проекты в отечественной медицине? С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня в реализации медицинских IT-проектов? Как принять верное решение при выборе комплексной медицинской информационной системы? Об этом и многом другом — в интервью директора по развитию бизнеса филиала компании «InterSystems» в России, странах СНГ и Балтии Виталия Кондратенкова.

     — На рынке здравоохранения InterSystems работает уже три десятилетия. Расскажите более подробно о работе в России.
     — С самого начала деятельность компании InterSystems была связана со здравоохранением. Хотелось бы отметить, что и сегодня рынок здравоохранения для компании остается одним из самых важных.
     В России компания InterSystems в лице своего представительства, в том числе и в здравоохранении, появилась более 10 лет назад. До этого работа строилась через небольшую сеть партнеров. Сегодня их число перевалило за сотню.
     Бизнес-модель InterSystems во всем мире одинакова. Это — лучшие инструменты для лучших профессионалов (в своей отрасли, на своей территории и т.д.).
     До 80-85% оборота компании «дают» наши партнеры. Они сочетают глубокие знания наших инструментальных средств — СУБД Cache интеграционной платформы Ensemble, HealthShare — инструмента для создания управленческих и лечебных территориальных и государственных ИС в здравоохранении и др. — с глубокими знаниями прикладной сферы, подчас не уступающими знаниям специалистов, многие годы работающих в ней.
     По этой же модели мы строим свою работу как в целом в России и странах СНГ, так и в конкретной отрасли здравоохранении.
     В соответствии с бизнес-моделью InterSystems российский филиал не стремится расти количественно. Главное — это высокая квалификация наших специалистов, которая позволяет поддерживать и развивать на высочайшем уровне потенциал наших партнеров, обеспечивая тем самым как их рост, так и рост филиала.
     Сегодня с нами в медицине и, если взять шире, в социальной сфере работают до 20 партнерских организаций. Не будем их перечислять, чтобы никого не забыть, да и перечисление компаний, работающих в этой сфере, заняло бы слишком много места, особенно, если еще и привести их полные «послужные списки».
     Скажем только, что они разработали, внедрили и продолжают развивать и внедрять свои прикладные ИС в таких учреждениях, как ведущие ЛПУ страны, аптечные сети и системы лекарственного обеспечения ряда субъектов и муниципальных образований, учреждения соцзащиты населения и медико-социальной экспертизы, службы крови, агентства и службы труда и занятости. Активно внедряется резервная система персонифицированного учета ПФ РФ (федеральный проект, охватывающий всех субъектов РФ). В ряде субъектов начинают создаваться и региональные ИС здравоохранения и социальной сферы.
     Общее число автоматизированных в рамках этих систем рабочих мест в стране, по нашим оценкам, перевалило за сто тысяч. Много это или мало? В масштабах такой страны, как Россия, конечно, это немного, но это только стартовые рабочие места, автоматизация которых началась в таком масштабе всего два-три года назад.


     — Насколько существенны различия в основных этапах развития информатизации российского и зарубежного здравоохранения?
     — Принято считать, что информатизация зарубежного здравоохранения намного опережает российскую. Если посмотреть на глубину информатизации конкретных ЛПУ и широту охвата ЛПУ информатизацией, то это действительно так.
     Однако не будем забывать о том, что до последнего момента информатизация здравоохранения за рубежом носила «островной» характер. ИС создавались для конкретных ЛПУ, лабораторий, в лучшем случае, для ведомственных сетей ЛПУ (пример: система клиник Организации ветеранов, госпиталей Министерства обороны в США и т.п.). Безусловно, эти ИС существенно улучшают работу конкретных учреждений здравоохранения, улучшая, тем самым, и лечебные процессы в них.
     Тем не менее, как только встает вопрос о комплексном показателе — улучшении здоровья нации, то оказывается, что мы в России не только не отстаем от стран, активно использующих ИС в отдельных ЛПУ, но и опережаем их в национальном масштабе.
     У нас не потеряна управляемость здравоохранения и социальной сферы. Продолжают работать хорошо структурированные управленческие структуры: министерства, департаменты, отделы и т.д.
     Зарубежным странам надо не только автоматизировать управление здравоохранением, но и создавать управленческие структуры. А этот процесс намного сложнее, требует большего времени, чем просто автоматизация.
     Нам надо лишь активно взяться за информатизацию управленческих структур. Безусловно, не забывая и об информатизации всех процессов оказания врачебной помощи в ЛПУ, в данном муниципальном образовании и, далее, в субъекте федерации или ведомственной сети ЛПУ.
     При таком комплексном подходе — параллельная информатизация лечебной и управленческой сфер — России удалось бы достаточно быстро сократить существующий разрыв в степени информатизации с другими странами.

     — В Астраханской области осуществляется построение единой системы информатизации здравоохранения, которая создается в рамках проекта комплексного развития здравоохранения региона на 2008-2010 годы. Программа ЕИС Астраханской внедряется на основе продуктов компании «InterSystems». Расскажите о сотрудничестве с администрацией Астраханской области в рамках этого проекта.

     — Астраханская область на сегодняшний день как раз является одним из тех регионов, в котором началась реализация комплексного подхода к информатизации здравоохранения. Параллельно идут работы в ЛПУ области, а это областные и городские клинические больницы, специализированные клиники и поликлиники, ЦРБ и ФАПы, работы по созданию единого информационного пространства здравоохранения региона с перспективой его распространения на всю социальную сферу области.
     Работы ведутся в рамках Генерального соглашения о сотрудничестве, заключенного осенью прошлого года между областной Администрацией и InterSystems.


     — С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня в реализации системных IT-проектов в медицине?
     — Трудности нам всем хорошо известны, и об этом уже говорилось неоднократно: недостаток финансовых средств.
     Кроме того, зачастую новизна проекта, а также современные методы его реализации могут вызывать даже у самых больших его энтузиастов чувство неуверенности в своих силах. Поэтому продвижение происходит порой медленными темпами.


     — Работает ли компания InterSystems так же активно, как в Астраханской области, и в других регионах РФ?
     — Да, конечно, это и Ямало-Ненецкий автономный округ, и Хабаровский край и ряд других регионов, в которых InterSystems и ее партнеры ведут активно работы по информатизации здравоохранения.


     — Согласно экспертному мнению, сегодня необходимо задуматься об интеграции ИТ, социальной сферы и сектора здравоохранения. У «Фонда поддержки и развития современных информационных технологий», одним из учредителей которого является InterSystems, есть проект «Социум». В чем его суть?


     — Этот проект достоин отдельного разговора. В общих чертах его идея основана на построении особой системы, в которой все организации социальной сферы были бы ориентированы таким образом, чтобы все свои усилия концентрировать на обслуживании конкретных нужд каждого человека. Такая система будет эффективно работать только в случае построения глубоко интегрированной информационной системы социальной сферы, не зависящей от ведомственной подчиненности отдельных учреждений этой сферы. Суда же примыкает и принцип «одного окна». Хорошо согласуется эта идея и с государственной услугой, разговоры о которой идут уже не первый год.
     В масштабах всей социальной сферы здравоохранение это — всего лишь один из секторов, где требуется еще много работы.
     На наш взгляд, отработка единых унифицированных подходов в одном из секторов социальной сферы позволит достаточно просто переносить их на другие сектора и масштабировать таким образом на всю социальную сферу.


     — Какова цель создания «Фонда поддержки и развития современных информационных технологий»?
     — Смысл – в интеграции, в объединении усилий среди поставщиков ИТ-услуг, партнеров InterSystems. Фонд сегодня обладает суммарным потенциалом — это 2000 первоклассных специалистов. Среди них и бизнес-аналитики, и проектировщики высокого класса, и разработчики, и технологи по внедрению проектов. Суммарные знания, накопленные организациями, входящими в Фонд ИТ, не просто складываются из сумм знаний его специалистов. Они умножаются на знания и опыт, полученные в ходе реализации серьезных проектов в муниципальном, региональном и федеральном масштабах.
     Можно смело говорить о том, что проекты, выполняемые ИТ-Фондом, не только современны, они еще обладают немаловажным в нынешнее время качеством: минимальные возможные риски.


     — Что, на Ваш взгляд, является ключевым критерием для выбора комплексной медицинской информационной системы (МИС)?
     — При выборе МИС всегда учитывается множество критериев. Это и глубина проработки функций системы, и ее адаптивность к изменению внешних условий и внутреннему развитию ЛПУ, и устойчивость работы МИС, которая подтверждается большим числом уже работающих с оцениваемой системой ЛПУ (желательно и в России, и за рубежом), и многими другими. И, конечно же, вопрос соотношения цены и качества — насколько улучшится лечебный процесс с учетом затрат при внедрении проекта МИС.


     — По мнению специалистов, ключевую роль в успехе комплексных медицинских информационных систем играет выбранная система управления базами данных. Расскажите об основных преимуществах Cache. Какую долю на российском рынке занимает компания InterSystems, если говорить о системах на СУБД Cache?
     — СУБД Cache возникла непосредственно в результате того, что медицина нуждалась в специализированной и профессиональной системе управления базами данных. Первым предназначением Cache было моделирование (или отражение в среде компьютера) структурно сложных, нечетких медицинских данных. Медикам нужны были средства, которые позволяли бы наилучшим образом отобразить в компьютере данные о человеке, его болезнях, лечебном процессе.
     Поэтому всегда осознанный выбор — за СУБД Cache. Отсюда и ее многолетний успех на рынке здравоохранения, отсюда и успех МИС, построенных на ее основе.
     Оценить долю систем на СУБД Cache на российском рынке сложно, поскольку у нас пока не имеется результатов систематических маркетинговых исследований. Но можно с уверенностью сказать, что она значительна.
     Кроме того, как показывает практика, в выборе СУБД очень многое зависит от руководства медицинского учреждения или ведомства. Если руководитель (как правило, это первое лицо) понимает, что современное медучреждение не может развиваться в направлении оказания все более качественных медуслуг без поддержки МИС, тогда и делается осознанный выбор.
     Хотелось бы также отметить, что в числе основных ошибок при анализе процесса автоматизации ЛПУ можно назвать такой фактор, как выбор МИС под давлением внешних обстоятельств, а не на основе собственного анализа и формулирования собственных потребностей.


     — Какое из учреждений, существующих сегодня в структуре Минздрава, на Ваш взгляд, способно решать вопросы развития региональной ИТ-инфраструктуры?
     — В качестве основной структуры можно назвать медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ). В некоторых российских регионах МИАЦы не только развивают информатизацию в здравоохранении, но и являются, по факту, головной ИТ-организацией, при этом они еще и успевают работать на рынке ИТ-услуг.
     Сегодня все зависит от первых лиц субъекта, регионального министерства здравоохранения и самого МИАЦа.
     На наш взгляд, функция информатизации должна быть «прописана» по всей вертикали организаций здравоохранения, начиная от федерального уровня вплоть до конкретных ЛПУ. Причем ИТ-подразделения, организации должны иметь очень высокий статус. Их руководители должны быть, как минимум, первыми заместителями в структуре регионального руководства. Тогда и МИАЦы, в рамках этих подразделений найдут свое место.
     При таком развитии событий, по большому счету, становится неважно, вольются ли МИАЦы в учреждаемые функциональные ИТ-подразделения или эти подразделения будут создаваться на основе МИАЦев. Повторимся, главное — статус и четкое определение функций.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ОБЗОР КЛИЕНТА QIP 2012

30.08.2013

Одной из самых известных альтернатив популярному ICQ является программа QIP. В этой статье рассмотрим самую новую версию данного интернет-мессенджера. Начнем с того, что программа является «универсальной», так как работает одновременно на нескольких протоколах — Mail.ru Agent, Jabber, ICQ и т. д.

ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ТОКАРЕВЫМ, «МОЛОТОК.РУ»

24.10.2013

Павел Токарев, директор по технологиям и стратегическому развитию Allegro MAIL.RU e-Commerce Group, рассказал «Руформатору», почему «Молоток.Ру» ушел от концепции аукциона и что перспективней - торговать через мобильные устройства или через соцсети.

GOOGLE И NESTLE АНОНСИРОВАЛИ ANDROID 4.4 KITKAT

4.09.2013

Google и Nestle анонсировали Android 4.4 KitKat. Все это было бы мило и забавно, если бы на улице была весна, а в календаре — 1 апреля. Но к сожалению, Google не шутит: следующая версия Android получила название KitKat. Ранее предполагалось, что обновленная ОС будет называться Key Lime Pie, но свои коррективы внесла реклама, в которой, как говорят, Google знает толк

UNDETWEETABLE – АРХИВ УДАЛЕННЫХ ТВИТОВ

1.12.2013

Создатели сайта Undetweetable называют его «архивом ошибок и сожалений». Ресурс позволяет увидеть историю сообщений, написанных в Twitter сгоряча, а затем удаленных.